Великий аниматор

Федор Хитрук

В Москве скончался режиссер-мультипликатор Федор Хитрук, ему было 95 лет. Он снял пятнадцать фильмов, под которые прошло детство нескольких поколений; лучшие из этих работ не устарели даже стилистически и кажутся снятыми в наши дни. Все в первую очередь вспоминают о «Винни-Пухе», а для меня эталонный мультфильм – это «Топтыжка». Когда-то мне казалось, что это история о первых шагах в познании мира. Сейчас больше обращаешь внимание на урок толерантности: взрослые были в ужасе от дружбы детей, пока стихийное бедствие и счастливое избавление от несчастья не примирили зайчиху и медведицу.

Хитрук принадлежит к тому поколению мультипликаторов, которые считали, что до режиссера нужно “дорасти”, а начинать карьеру нужно заливщиком или фазовщиком. Современные технологии отменили эти профессии, и искусство анимации стало менее рукодельным, что-то приобретя и что-то потеряв по пути. А Хитрук, помимо прочего, был еще и прекрасным художником. Нарисованный им Оле-Лукойе из “Снежной королевы” Леонида Шварцмана - отдельное от мультфильма, самостоятельное произведение искусства.

Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин вспоминает:

- Сколько я ни смотрел трилогию о Винни-Пухе, столько раз я получал огромное удовольствие. Это универсальный фильм. Дети считывают сюжет, а взрослые - тот юмор, ту иронию, которая присутствует в этом фильме. Неслучайно он разошелся на цитаты. Много-много лет подряд говорят: "Куда идем мы с Пятачком, большой-большой секрет", "неправильные пчелы" и так далее.
Слава Богу, Хитрук был очень хорошим педагогом. И те ученики, которые выходили из-под его крыла, были похожи на самих себя. Они не пытались его копировать. Во-первых, это невозможно, потому что слишком планка высока. Во-вторых, талант педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность ученика. Хитруку никто не пытался подражать.
Он был пионером новой волны мультипликации. Создав фильм «История одного преступления», он прорвал эту плотину советской мультипликации, иногда переслащенной, иногда слюнявой, иногда сюсюкающей со зрителем. Он проложил пути для следующих за ним. Благодаря ему появились такие режиссеры, как и Норштейн, ваш покорный слуга и многие другие. Я не был его учеником, но я благодарен ему за то, что он протоптал дорогу, по которой мы пошли дальше. Конечно, это человек широкого диапазона: и "Остров", и "Каникулы Бонифация", и "Топтыжка" - совершенно разные фильмы. С его смертью ушла эпоха. Как ни грустно, приходится это констатировать.


Несколько лет назад в издательстве «Гаятри» вышел в свет двухтомник «Федор Хитрук. Профессия – аниматор». Вот цитата оттуда: «Вообще, рассуждая о фильмах, которые мы сами делали, или в создании которых участвовали, мы больше обсуждаем продукт этих усилий, но ведь сам процесс работы над фильмом – это само по себе очень интересное кино. Само по себе очень интересное приключение. Потому что это поиск, разочарования, увлечение, счастье находок, ссоры (жуткие ссоры!), потом примирения, сомнения».


В давнем уже интервью режиссер Эдуард Назаров тоже рассказывал, что Хитрук создавал свои фильмы с мучениями:
- Как он работал над сценами! По тактам разбивал весь фильм. По музыкальным тактам записывал, где что происходит. Там такие полосочки с цифрами и какие-то кривые, которые обозначают высшее напряжение, низшее, удары и прочее.
В этом развлекательном, легкомысленном жанре он не жалел ни других, ни себя.
Хитрук стал режиссером только в 40 лет, уже пройдя войну, проработав много лет художником на картинах других мастеров. Возможно оттого он так истово работал – не было времени на разбег, надо было сразу взлетать.