Итак, в Грузии появились признаки религиозного противостояния, которого в стране никогда не было: в двух селах христиане запрещают коллективно молиться своим односельчанам-мусульманам.
Это явление относительно новое для нас – конечно, в Грузии полно догматиков и узколобых фанатов, но по большому счету их фанатизм никогда не шел дальше озлобленной болтовни в СМИ, в храмах и на кухнях. Страну спасает хроническая неспособность грузин загореться какой-то абстрактной идеей настолько, чтобы можно было из-за нее бить по головам. В последний момент ресторан и хорошая тачка, как правило, оказываются сильнее.
Новые власти оказались в сложном положении - реагировать на этот произвол надо жестко и без всяких сантиментов, но правительство, пришедшее под лозунгом всеобщей, без разбору, гуманизации, пытается и бунтовщиков утихомирить, и белые перчатки не попачкать. Ну и, разумеется, причина произошедшего ясна как божий день – легендарный, ставший самым удобным объяснением всему, что угодно, заговор «националов». А как же иначе...
На самом деле все гораздо проще. На 100% уверен: за этими, с виду спонтанными бунтами стоят наши церковники, давно ждавшие своего шанса. Дело в том, что Грузинская православная церковь - это чрезвычайно реакционный институт, который не претерпел никаких изменений за прошедшие десять веков. Как минимум в последние 20 лет все общественные институты Грузии, все традиции и моральные принципы претерпели существенные изменения – иногда в лучшую сторону, иногда в худшую. И лишь ГПЦ осталась абсолютно такой, какой была все прошедшие сотни лет.
Подавляющее большинство священнослужителей ГПЦ - ярые ксенофобы, они ненавидят весь мир: армян за их церкви, мусульман за пророка Магомеда, католиков за Папу Римского, протестантов за их этический кодекс, китайцев за то, что их много, свидетелей Иеговы, баптистов – в общем всех, кто хоть немного ушел вправо или влево от их догматических представлений о жизни. При этом религиозный фанатизм не мешает им наслаждаться прелестями современной жизни - машинами, интернетом, центральным отоплением, микроволновыми печами и т.д. – им можно, а для нас, неразумных, – это все проявления капиталистического морального разложения.
С «националами» у них отношения не сложились – тем, по большому счету, религия вообще была по барабану, и они бы не проявляли к ней никакого интереса, если бы этого в категорическом тоне не требовал наш богоносец-избиратель. Для поддержания нужного имиджа они лобзали ручки, целовали иконы, ремонтировали церкви, но... Все как-то было не так. Слишком уж они были космополитичны, слишком им было наплевать на завывания о костях предков и православии, спасшем Грузию. А уж религиозный фундаментализм для них вообще был чуждым явлением – именно за это попы-ретрограды ненавидели «националов» гораздо более яростно, чем это пристало слугам божьим.
Приход «Грузинской мечты» они восприняли как свою личную победу. И неважно, что при этом сам Иванишвили вообще атеист, а значительная часть его ближайшего окружения тоже далека от религиозного фанатизм. «Мечтатели» использовали религиозный фактор в предвыборной кампании, заручились поддержкой самых ярых черносотенцев в ГПЦ – теперь им показалось, что у них развязаны руки в борьбе против всех многочисленных видов ереси.
Я не завидую сейчас «мечтателям» – одно дело бить по головам «националов» – это дешево, практично и безопасно. А вот указать место возле параши своим союзникам, – это намного сложнее. А аппетит приходит во время еды – черносотенцы начали несколько лет назад с обличения масонов (Сорос!!!), затем переключились на армян, затем на турок и азербайджанцев, теперь вот перешли уже на своих – грузин-мусульман. Чтобы все это пресечь не временно, а на корню, надо просто показать обнаглевшим ксенофобам, что 1 октября государство не умерло, как они надеются, и сможет, если что дать по ушам. Пойдет ли «Мечта» на такой репутационный риск – заработать ярлык «борцов против православия»? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». В общем, будем надеяться, что за неготовностью государства выполнять свои обязанности, ситуацию снова и опять разрулит легендарный грузинской пофигизм – в конце концов, фанатизм улетучится сам, как плохая чача...
И, вообще, честно говоря, никогда не понимал - как можно конфликтовать из-за религии. Понимаю войну за независимость, за территории, за природные ресурсы, за баб, наконец, как первое боевое сражение Римской республики. Все это натура человека, его порочная природа – плохо, но естественно. А вот воевать, проливать кровь, тратить деньги ради мифического Бога, которому, по большому счету, до нас вообще дела нет... Даже представляю себе, как он сидит в своей небесной канцелярии в окружении ангелов и показывает на нас пальцем: «Посмотрите на этих идиотов, ради меня они готовы поотрывать друг другу головы. А ведь я ни о чем подобном их никогда не просил, даже не намекал. Прирожденные дегенераты... По моему образу и подобию? Ну, ну...»
У грузин очень много внутренних линий разлома – западные и восточные, хитрые и упертые, европейцы и азиаты, трудяги и бездельники, спортсмены и наркоманы и т.д. Меньше всего нам сейчас нужно разделение еще и по религиозному принципу...
Это явление относительно новое для нас – конечно, в Грузии полно догматиков и узколобых фанатов, но по большому счету их фанатизм никогда не шел дальше озлобленной болтовни в СМИ, в храмах и на кухнях. Страну спасает хроническая неспособность грузин загореться какой-то абстрактной идеей настолько, чтобы можно было из-за нее бить по головам. В последний момент ресторан и хорошая тачка, как правило, оказываются сильнее.
Новые власти оказались в сложном положении - реагировать на этот произвол надо жестко и без всяких сантиментов, но правительство, пришедшее под лозунгом всеобщей, без разбору, гуманизации, пытается и бунтовщиков утихомирить, и белые перчатки не попачкать. Ну и, разумеется, причина произошедшего ясна как божий день – легендарный, ставший самым удобным объяснением всему, что угодно, заговор «националов». А как же иначе...
На самом деле все гораздо проще. На 100% уверен: за этими, с виду спонтанными бунтами стоят наши церковники, давно ждавшие своего шанса. Дело в том, что Грузинская православная церковь - это чрезвычайно реакционный институт, который не претерпел никаких изменений за прошедшие десять веков. Как минимум в последние 20 лет все общественные институты Грузии, все традиции и моральные принципы претерпели существенные изменения – иногда в лучшую сторону, иногда в худшую. И лишь ГПЦ осталась абсолютно такой, какой была все прошедшие сотни лет.
Подавляющее большинство священнослужителей ГПЦ - ярые ксенофобы, они ненавидят весь мир: армян за их церкви, мусульман за пророка Магомеда, католиков за Папу Римского, протестантов за их этический кодекс, китайцев за то, что их много, свидетелей Иеговы, баптистов – в общем всех, кто хоть немного ушел вправо или влево от их догматических представлений о жизни. При этом религиозный фанатизм не мешает им наслаждаться прелестями современной жизни - машинами, интернетом, центральным отоплением, микроволновыми печами и т.д. – им можно, а для нас, неразумных, – это все проявления капиталистического морального разложения.
С «националами» у них отношения не сложились – тем, по большому счету, религия вообще была по барабану, и они бы не проявляли к ней никакого интереса, если бы этого в категорическом тоне не требовал наш богоносец-избиратель. Для поддержания нужного имиджа они лобзали ручки, целовали иконы, ремонтировали церкви, но... Все как-то было не так. Слишком уж они были космополитичны, слишком им было наплевать на завывания о костях предков и православии, спасшем Грузию. А уж религиозный фундаментализм для них вообще был чуждым явлением – именно за это попы-ретрограды ненавидели «националов» гораздо более яростно, чем это пристало слугам божьим.
Приход «Грузинской мечты» они восприняли как свою личную победу. И неважно, что при этом сам Иванишвили вообще атеист, а значительная часть его ближайшего окружения тоже далека от религиозного фанатизм. «Мечтатели» использовали религиозный фактор в предвыборной кампании, заручились поддержкой самых ярых черносотенцев в ГПЦ – теперь им показалось, что у них развязаны руки в борьбе против всех многочисленных видов ереси.
Я не завидую сейчас «мечтателям» – одно дело бить по головам «националов» – это дешево, практично и безопасно. А вот указать место возле параши своим союзникам, – это намного сложнее. А аппетит приходит во время еды – черносотенцы начали несколько лет назад с обличения масонов (Сорос!!!), затем переключились на армян, затем на турок и азербайджанцев, теперь вот перешли уже на своих – грузин-мусульман. Чтобы все это пресечь не временно, а на корню, надо просто показать обнаглевшим ксенофобам, что 1 октября государство не умерло, как они надеются, и сможет, если что дать по ушам. Пойдет ли «Мечта» на такой репутационный риск – заработать ярлык «борцов против православия»? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». В общем, будем надеяться, что за неготовностью государства выполнять свои обязанности, ситуацию снова и опять разрулит легендарный грузинской пофигизм – в конце концов, фанатизм улетучится сам, как плохая чача...
И, вообще, честно говоря, никогда не понимал - как можно конфликтовать из-за религии. Понимаю войну за независимость, за территории, за природные ресурсы, за баб, наконец, как первое боевое сражение Римской республики. Все это натура человека, его порочная природа – плохо, но естественно. А вот воевать, проливать кровь, тратить деньги ради мифического Бога, которому, по большому счету, до нас вообще дела нет... Даже представляю себе, как он сидит в своей небесной канцелярии в окружении ангелов и показывает на нас пальцем: «Посмотрите на этих идиотов, ради меня они готовы поотрывать друг другу головы. А ведь я ни о чем подобном их никогда не просил, даже не намекал. Прирожденные дегенераты... По моему образу и подобию? Ну, ну...»
У грузин очень много внутренних линий разлома – западные и восточные, хитрые и упертые, европейцы и азиаты, трудяги и бездельники, спортсмены и наркоманы и т.д. Меньше всего нам сейчас нужно разделение еще и по религиозному принципу...