Компромисса не получилось

Президент самопровозглашенной республики Абхазия Александр Анкваб наложил вето на принятый в конце декабря Народным собранием бюджет на 2013 год. Причиной, как считает главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг, стала попытка депутатов распределить часть средств бюджета по своему усмотрению.

Дэмис Поландов: Инал, сегодня стало известно, что Александр Анкваб наложил вето на принятый депутатами проект бюджета на 2013 год. Вы могли бы сказать, что послужило этому причиной?

Инал Хашиг

Инал Хашиг: Официальных комментариев по поводу наложенного вето нет, и тем не менее считается, что причиной стала конкретизация расходов 840 миллионов рублей, которые в первоначальном варианте бюджета, представленном в правительстве, были некоей плавающей суммой, и единственное обозначение этой суммы фигурировало в рамках комплексного плана социально-экономического развития Абхазии в рамках той финансовой помощи, которую абхазскому бюджету оказывает правительство России. Какой-либо конкретизации, куда же будут пущены эти деньги в проекте бюджета на 2013 год, правительство фактически не представило. В конце декабря прошлого года они все-таки решили как-то конкретизировать эту сумму и расписали ее, поделив между районами Абхазии. И вот здесь президент воспользовался своим правом вето, и сейчас основная интрига заключается в том, смогут ли преодолеть депутаты президентское вето. Для этого необходимо набрать две трети голосов, и сейчас активно идут консультации. Сегодня состоялось рабочее совещание в парламенте, и ориентировочно до 20-го января должно состояться заседание парламента, на котором опять пройдет голосование по государственному бюджету.

Your browser doesn’t support HTML5

Компромисса не получилось


Дэмис Поландов: Инал, насколько я понимаю, эта попытка каким-то образом конкретизировать некоторые статьи бюджета была почти единственной попыткой депутатов вмешаться в составление этого бюджета, и она была таким образом пресечена.

Инал Хашиг: Дело в том, что сам проект бюджета поступил со всякими нарушениями сроков подачи. Т.е. там существуют определенные процедурные сроки, когда нужно представлять этот проект, и этот процесс так затянулся, что все эти обсуждения - и первое, второе, третье чтения, и комитетские слушанья по нему - уместились в рамках последних двух недель декабря. У депутатов действительно было очень много претензий к нынешнему бюджету, но понимая, что за короткий промежуток времени вряд ли удастся полноценно поработать над этим проектом, они все-таки отметили самые "белые" места в проекте бюджета, и эти "белые" пятна касались как раз этих 840 миллионов рублей, которые были откровенно плавающей суммой.

Дэмис Поландов: А как вы считаете, насколько, вообще, велика вероятность того, что депутаты действительно попробуют преодолеть президентское вето?

Инал Хашиг: В принципе, я не исключаю такой вариант, что все-таки депутаты преодолеют президентское вето. По крайней мере за этот бюджет, 2013-го года, проголосовали практически все депутаты при одном воздержавшемся. Сейчас это уже, наверное, вопрос принципиальный. Наверняка некоторые депутаты, все-таки как бы уважая президента, откажутся поддержать утвержденный ими проект, т.е. преодолевать вето. Но я думаю, все-таки основной костяк парламента будет по крайней мере стараться преодолеть вето. Тем не менее даже если оно не будет преодолено, проект госбюджета по новой поступит в парламент, и уже постатейно он будет разбираться, и возникают сомнения, что такой вариант развития более благоприятен для президентской администрации.


Парламентская дискуссия по бюджету на 2013 год

Источник: газета «Нужная»

Беслан Цвинария, депутат: ...Этот проект был представлен в сроки, несоответствующие законодательству о бюджете, мы были отсечены от работы над бюджетом. Но я считаю, что надо идти к компромиссу, взаимопониманию. Поэтому нами были представлены различные варианты решения данного вопроса. Мы провели консультации с Минфином, спикер проводил консультации с президентом. Мы предлагаем вам наше предложение, за которое комитет проголосовал единогласно, учитывая то, что бюджет должен быть принят уже сегодня. Это не ультиматум, это деловая форма сотрудничества. Обращение на имя президента и, самое главное, предложения по систематизации некоторых расходов, предусмотренных в бюджете, но к которым не было никаких расшифровок. Эти расшифровки мы получили в Минфине. Они были весьма приблизительные, но мы постарались учесть и эти средства, не прибавили, не убавили, а просто расписали конкретно. Вот эти два документа в связке позволяют нам принять бюджет сегодня.

Дмитрий Шамба, представитель президента в парламенте: Что касается таблицы поправок, предложенной комитетом, где идет детализация по 840 млн., с нами эта информация не согласована. Кабмином принято решение, и в заседании парламентского комитета представители власти не участвовали...

Владимир Делба, министр финансов: Предусмотренные расходы - 840 млн. - это расходы не первого года. В таких же объемах они находились в других бюджетах, эти суммы тождественны. Я хочу сказать, что согласованные объемы финансирования по всем инвестпрограммам соответственно определяют направление того, как осуществляется финансирование сегодня. В части развития районов - это три восточных района - на протяжении пяти лет общие объемы направлялись туда. Что касается иных районов, объемы там намного больше, чем здесь определяется. Изменения бюджетных параметров не предусмотрено, потому что это соглашение определяет.

Беслан Цвинария: Вы знаете, вопрос детализации этих расходов не стоит вопреки кому-то и вразрез кому-то, наоборот, мы это расцениваем как вариант совместного сотрудничества. Других целей мы не преследуем. Если будет необходимость перенаправить средства, я думаю, депутаты эту инициативу поддержат.

Кан Кварчия, депутат: Для меня, как и для всех, кто здесь находится, новостью оказалось, что эти деньги направлялись в депрессивные регионы. На прошлой сессии Владимиру Валерьевичу я лично вопрос задал, как депутат Ткуарчальского района: что именно из средств, которые, якобы, на дороги выделены, идет в Ткуарчал. Вразумительного ответа я не получил, а сегодня вдруг после того как депутаты поработали и перераспределили суммы так, чтобы ни один регион не обидеть, Владимир Валерьевич нам говорит, что эти деньги предусмотрены для депрессивных районов. Так почему, когда вам задавался конкретный вопрос о расходовании этих денег, вы нам об этом не сказали? Не надо с нами играть - предоставили бы все расшифровки. У вас же не было ничего готово.

Владимир Делба: Все инвестпрограммы были представлены в первом чтении.

Беслан Эшба, депутат: ...По документам была проведена работа, чтобы максимально привязать народные деньги к конкретным регионам. Что касается материала, который, как вы говорите, был представлен парламенту, – он был представлен только после нашего обращения по расшифровке. Он состоит из пяти пунктов. И предложенный нами вариант эти пункты не меняет. Мы считаем целесообразным распределить эти средства в том виде, в котором мы предлагаем. Могу сказать почему. Потому что с 2012 года по этой сумме есть неосвоение. Вы это прекрасно знаете, и нам тоже об этом известно: значит, есть возможность перенаправить эти деньги в регионы. Может быть, мы зададим вопрос: почему эти средства не были освоены? Давайте дальше не будем идти, у нас есть абсолютно четкое и конкретное предложение. Я уверен, что эти цифры не подлежат никакому согласованию, кроме представителей исполнительной и законодательной власти. Мы не меняем пунктов, мы произвели переброс средств в той мере, в которой, нам кажется, будет более конструктивно. Мы готовы вести с вами открытый диалог. Я вас прошу принять во внимание все эти доводы. Уважаемые депутаты, за этими деньгами стоит наш народ, и мы вправе распределять их в зависимости от необходимости. Что касается Очамчирского, Ткуарчальского и Гальского районов: сумма увеличилась с 150 до 240, и именно по этим регионам расписываются эти деньги. Если мы ведем конструктивный диалог, давайте так. Все понимают, как верстается бюджет, мы его получили с опозданием. Вы, уважаемые товарищи из Министерства финансов, над ним работали более полугода, а от нас требуете разобраться за три дня и согласиться по всем пунктам. Вот что я могу сказать: все безликие цифры могут рождать коррупцию и коррупционные схемы. Поэтому давайте вместе принимать выверенное решение.

Леонид Лакербая, премьер-министр: Вот эта цифра – как она идет по российскому Минфину и как она оговорена в приложении к финансовому плану Российской Федерации, - она именно так и записана. У нас нет никаких рычагов ее менять. Мы это можем делать в комплексном плане. Здесь этой процедуры нет. Даже не выполняя, мы не можем перебрасывать их на другие статьи...

Беслан Эшба: Я убежден, что нельзя изменить статью, а не направленность денег. Но за перераспределение денежных средств внутри статьи, когда в сумме это не меняется, никто нас ругать не будет.

Валерий Бганба, спикер: Возможно ли вернуться к этому вопросу после принятия бюджета?

Беслан Эшба: С чем это связано?

Валерий Бганба: С высказываниями премьер-министра.

Беслан Эшба: Я не услышал убедительных аргументов. Мы не трогали статьи, мы эти задачи оставляем за собой вместе с вами. Мы готовы согласовывать с вами все, что принесут в новом исполнении.

Леонид Чамагуа, депутат: Валерий Рамшугович, ваше предложение сводит на нет предложение комитета о принятии во втором и окончательном чтении бюджета. Тогда мы отказываемся от окончательного чтения?

Беслан Цвинария: Парламент сегодня является представителем различных мнений. Но в этом вопросе наш комитет сумел прийти к компромиссу, в том числе с представителями исполнительной власти. Мы можем находить совместные решения. Не в противовес кому-то. Мы закладываем основы сотрудничества с исполнительной властью. Для того чтобы улучшить нашу жизнь. Предлагаю поставить вопрос на голосование.

Валерий Бганба: Есть для нас разница с 6-й статьи или 13-й?

Беслан Цвинария: Мы ни одну статью не подвергли ревизии, но вот эти наши предложения прошу принять.

Валерий Бганба: Почему я задавал такие вопросы комитету, потому что был проинформирован до начала сессии: если вы хотите узнать про статью 6 и вот эти 840 млн., мы тогда вынуждены будем закрытую сессию провести, чтобы они могли нам это объяснить. Если хотите, давайте так сделаем. Если есть возможность с другой статьи эти суммы снять, - давайте подумаем. Поэтому я спрашиваю, есть ли принципиальная разница? Если настаиваете на шестой статье, то надо провести закрытую сессию.

Валерий Кварчия, депутат: Вы что, предлагаете перенести сессию?

Валерий Бганба: Нет.

Валерий Кварчия: А что вы сейчас предлагаете нам, чтобы мы начали разбираться с 13-й статьей?

Валерий Бганба: Нет, Валерий Еремеевич. Они могут нам объяснить шестую статью только в закрытом режиме.

Леонид Чамагуа, депутат
: Извините меня, мои уважаемые: в авральности темпов принятия бюджета не виноват парламент. Начнем с этого. И давайте использовать наши решения. А что, раньше с нами нельзя было поговорить и объяснить? А что, мы тогда начинали с того, что быстро надо принять бюджет? Тогда с нами почему-то не посчитали возможным поработать. И по этим 840 млн. рублей я могу напомнить, что говорили, что там суммы на дороги Сухум –Рица -Пицунда. Сегодня вы уже говорите, что это восточный регион. Зачем такие вещи делать? Сейчас нам объяснять начнут?

Ахра Бжания, депутат: Результат работы комитета, представленный сегодня, и наше обращение к исполнительной власти является компромиссом не только для исполнительной власти – это огромный компромисс для части депутатского корпуса. Хочу вам напомнить, что мы не обсуждаем такие вопросы, как обслуживание государственного долга, как чрезвычайно раздутый государственный аппарат, а соответственно, средства на его финансирование, на чрезвычайно раздутые службы, в том числе и службу охраны государственных органов власти... Все эти моменты являются вопиющими. Мы неоднократно предлагали изыскать бюджетные средства как раз из этих ресурсов. Я это говорю к тому, чтобы все поняли, что сегодняшняя наша сессия - это огромнейший компромисс в первую очередь для депутатов, а не для представителей исполнительной власти. Нет ничего такого, никогда не будет и не может быть, что не могло бы контролироваться абхазским парламентом и абхазскими властями.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия