Провайдеры поборются за тюрьмы

Одной из главных проблем для грузинских заключенных сегодня является невозможность получения информации

Народный защитник требует обеспечить все пенитенциарные учреждения Грузии телевизорами, чтобы заключенные могли получать информацию о событиях в мире и в своей стране. Несмотря на то что людям, находящимся под арестом, такое право предоставляет закон, в тюрьмах оно не обеспечено. Представители группы мониторинга при аппарате омбудсмена подтверждают, что заключенные называют эту проблему одной из главных.

Согласно тюремным правилам, заключенные должны регулярно получать информацию о событиях в стране и в мире, поэтому могут смотреть телевизор, слушать радио и читать газеты. Исключение составляют лишь те случаи, когда запрет на получение информации накладывает суд. Тем не менее это право заключенных администрация тюрем почти всегда игнорирует.

Сегодня Народный защитник Уча Нануашвили в очередной раз обратился к министру по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Созару Субари с рекомендацией обеспечить все тюрьмы телевизорами и возможностью получать сигналы разных телекомпаний. В заявлении говорится, что заключенные в камерах проводят не менее 23 часов в сутки, поэтому доступ к СМИ мог бы позволить им с пользой проводить это время.

Your browser doesn’t support HTML5

Провайдеры поборются за тюрьмы


Причиной, по которой Нануашвили решил обратиться к министру с рекомендацией, стало недавнее заявление адвоката находящегося под арестом экс-министра ВД Бачо Ахалая. По словам Давида Деканоидзе, у его подопечного есть телевизор, но он подключен к DVD-плейеру, по которому администрация тюрьмы с 12:00 до 22:00 показывает только художественные фильмы. Как выяснилось, в подобной ситуации находится и экс-министр обороны Ираклий Окруашвили. По словам Имнадзе, то же самое происходит и в тюрьме №7. Глава департамента превенции и мониторинга при аппарате Народного защитника Натия Имнадзе считает, что заключенные этих тюрем подвергаются дискриминации:

"Раньше все зависело от того, в какой тюрьме находился заключенный. До октября прошлого года телевизоров не было в тюрьме №6, в Глданской и Кутаисской тюрьмах. В период, когда министром был Тугуши, там появились телевизоры. Остались учреждения №7 и №9. В тех тюрьмах, где недостойное обращение с заключенными не было главной проблемой, заключенные первым делом жаловались на отсутствие прессы".

Юрист Центра по правам человека Нино Андриашвили говорит, что заключенных сознательно ставили в неравное положение – одним разрешали ставить телевизоры, другим – нет. Но если даже заключенный добивался права установить в камере телевизор, администрация не торопилась подключить антенну:

"Те или иные ограничения были практически во всех тюрьмах. Непонятно, по какому принципу они делят заключенных. Возможно, у кого-то хорошие отношения с администрацией, и им предоставляют такую возможность. Иногда этого добиваются хорошие адвокаты. Но чаще всего телевизор в камере устанавливают тому, чье дело имело большой общественный резонанс".

Министр по исполнению наказаний Созар Субари намерен решить проблему с доступностью информации для заключенных. Более того, глава ведомства говорит, что отсутствие телетрансляции в тюрьме №7, в которой сидят криминальные авторитеты, было политическим решением прошлой власти. Он намерен изменить эту практику:

"Во многих тюрьмах узники получают сигналы "Рустави 2", "Имеди", "Первого канала". Но остальные каналы, например, "Маэстро", "Кавкасия", "9-й канал", недоступны. Когда мне впервые сказали об этой проблеме, я пообещал решить ее через два дня. Но все оказалось не так просто. На это нужны большие деньги, и прежде всего надо провести тендер".

Как говорит Созар Субари, конкурс среди компаний-провайдеров состоится в ближайшие дни. Однако еще два-три месяца понадобятся для того, чтобы завершить технические работы.