Лариса Алавердян: "С явлениями авторитаризма надо кончать"

В последние годы в Армении появилась очень активная молодая плеяда

ПРАГА---Возвращаемся к теме политических заключенных, но на этот раз в Армении. После того как в Грузии было признано наличие политзаключенных, Армению, судя по всему, можно признать самой благополучной по этому показателю страной Южного Кавказа. Практически все политзаключенные в последние годы были выпущены из тюрем. Между тем политический режим в стране все равно остается авторитарным. Эту тему Дэмис Поландов обсудил с бывшим омбудсменом Армении Ларисой Алавердян:

Дэмис Поландов: В Армении в последние год-полтора, на мой взгляд, происходила такая либерализация, т.е. многие оппозиционные активисты, которые ранее были осуждены, вышли на свободу. Но в оппозиции утверждают, что вышли не все. По вашим данным, сколько политзаключенных в Армении сегодня?

Лариса Алавердян: Я начну с того, что если придерживаться той терминологии, которой, как правило, придерживается Amnesty International, где между узниками совести и политическими заключенными очень небольшая, еле заметная грань, то, я полагаю, что все те, кто были арестованы, были именно политзаключенными вследствие событий 1 марта 2008 года. Практически они все вышли на свободу. Но, к сожалению, после этих событий произошло совершенно немыслимое по крайней мере для нашего гражданского общества явление, когда несколько молодых людей были задержаны, арестованы, в настоящее время находятся в заключении, и я считаю, что они тоже являются арестованными по политическим мотивам. Потому что те поводы или те статьи, по которым их наказывают, будь то хулиганство, будь то неуважительное отношение к властям, они все очень надуманы.

экс-омбудсмен Лариса Алавердян

Практически, я полагаю, что несколько молодых людей – это 4 или 5 человек, члены Армянского национального конгресса – все-таки должны считаться политзаключенными. Хотя международные институты очень по-разному относятся к этому. По крайней мере у нас нет специального докладчика и нет такого обостренного внимания. Это как раз является следствием не только либерализации со стороны властей, но это как результат. Вот либерализация властей – это результат очень активной, очень целенаправленной, адресной, и систематической деятельности правозащитных организаций. Очень активная молодая плеяда появилась и, надо сказать, что сама правозащита, уже состоявшаяся, может гордиться своими результатами. Я думаю, что это результат последовательной борьбы наших национальных общественных организаций, правозащитных и не только их.

Your browser doesn’t support HTML5

Лариса Алавердян: "С явлениями авторитаризма надо кончать"


Дэмис Поландов: Лариса, а как так получается, что в политической сфере какой-то либерализации не видно, но если посмотреть на грядущие президентские выборы, получается, что они безальтернативны. То есть власть идет на уступки по каким-то конкретным вопросам, в том числе по вопросам в области прав человека, и параллельно усиливает свою власть в политическом пространстве.

Лариса Алавердян: Здесь как раз и "зарыта собака". Я отношусь к той группе людей, которая будет делать все, чтобы эти выборы были последними в этой череде весьма неприглядных выборов. Есть такое выражение, что это "невыборы", в одно слово, то есть отрицание такого процесса. Вы правы, подчеркнув, что определенная либерализация в Армении и со стороны властных структур, безусловно, была, но боюсь, что это была реакция на тот болезненный эпизод нашей истории, а именно 1 марта 2008 года, когда, мне кажется, ясно стало и властям, что продолжать в этом духе нельзя. Как показал опыт, не так уж и плохо для всех нас, когда у нас есть больше права говорить и защищать свои права. С отрицательными явлениями авторитаризма, который есть и в Грузии, и в Азербайджане, и в Армении, надо кончать. Я не знаю, может быть, это не очень дипломатическое выражение, но эта задача – это вызов всем нашим гражданским обществам.

Надо сказать, да, мы сегодня имеем эту ситуацию, когда часть общества отмежевалась от этих процессов. И я полагаю, что это не просто омертвевшая масса. Это масса, которая накапливает новый ресурс, новый потенциал и думаю, что в скором времени мы будем свидетелями ярких процессов в Армении, когда не просто декларирование будет написано на флаге нашей демократии, но действительно реальный демократический процесс.