Политзеки спросят с властей по полной

190 узников, признанных политзаключенными, 14 января покинули тюрьмы Грузии

190 узников, признанных парламентом Грузии политзаключенными, 14 января покинули тюрьмы Грузии. Этому не смог помешать президент Грузии Михаил Саакашвили, который наложил вето на закон "Об амнистии". Парламент преодолел президентский запрет, и спикер законодательного органа подписал закон. Большинство оказавшихся на свободе людей намерены внести в суд иски с требованием возмещения морального и материального ущербов.

Среди 190 освобожденных оказался и Вахтанг Маисая. Из присужденных ему 20 лет он провел в тюрьме более трех. Как бы сложилась его судьба, если бы не политика новой власти, сказать трудно. Имя Маисая часто срывалось с уст президента, когда он хотел привести пример классического случая шпионажа.

Хотя сам бывший политзаключенный считает, что он пострадал из-за своей деятельности, которая была направлена, как он говорит, против режима Саакашвили, а также связей с представителями евроатлантических структур:

"Я имею право обратиться в Гаагский суд, потому что я – единственный человек, которому было предъявлено обвинение в военном шпионаже, то есть шпионаже во время ведения боевых действий. Когда в Гааге будет рассматриваться дело о войне между Грузией и Россией, я буду настаивать, чтобы меня допросили в качестве свидетеля. Мое дело непосредственно касается грузино-российской войны".

Your browser doesn’t support HTML5

Политзеки спросят с властей по полной


В суд намерен обратиться и футболист Георгий Деметрадзе, которого обвинили в связях с воровским миром:

"Поговорю с адвокатами, и будем готовить иск в суд. Что касается компенсации, то мы потребуем ее по одной простой причине: меня, ни в чем не повинного, посадили, когда я тренировался, чтобы попасть в команду Украины или Кипра. Конечно, я потребую компенсации. Как и в каком размере, мы это решим".

С требованием повторного расследования их дел в суд намерены обратиться осужденные за попытку государственного переворота в рамках так называемого "Кинцвисского дела", арестованные по "делу Энвера", члены общественного движения "Защити Грузию", которых обвинили в хулиганстве, участники бунта танкового батальона в селе Мухровани. Многие желают выиграть суд только для того, чтобы восстановить опороченное имя.

Адвокат Лия Мухашаврия уверена в положительных для истцов решениях суда. Как говорит правозащитница, статус политзаключенных значительно повлияет на решение суда в пользу освобожденных вчера узников. Ведь статус означает, что обвинения были незаконными:

"Это гораздо более обоснованная позиция для того, чтобы они потребовали в суде полного возмещения ущерба – как материального, так и морального, – так как они были заключены в тюрьмы незаконно".

Добиться положительных решений в суде политзаключенным, возможно, поможет и то, что со многих дел будет снят гриф "секретно". Как говорит член большинства Закария Куцнашвили:

"Прошлая практика доказывает, что засекречивали те дела, по которым не существовало доказательств".

Против снятия с дел грифа "секретно" выступают члены "Национального движения", которые перед этим до последнего боролись против предоставления ныне освобожденным заключенным статуса политических. По словам представителя оппозиции Георгия Канделаки, если по делам заключенных появились новые обстоятельства, то решение об освобождении этих людей должен был принять суд:

"Объявить 190 человек политзаключенными – это политическое решение, а не правовое. Это ставит Грузию в трагикомическое положение – в то время как в Белоруси всего четверо политзаключенных, в Северной Корее – 11 и так далее. Тем более что ни одна авторитетная международная организация не признала наличие в Грузии политзаключенных. В последней резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы по Грузии под номером 1801, как и в прошлых резолюциях, речь не идет ни об одном политзаключенном".

В свою очередь, как заявил посол США в Грузии Ричард Норланд в комментарии информагентству "Интерпрессньюс", признание наличия политзаключенных не поставило под угрозу демократический прогресс в Грузии.