ПАСЕ сфокусировалась на гуманитарных проблемах

В резолюции ПАСЕ содержится призыв заняться проблемами обычных людей, проживающих по разные стороны административных границ

Сегодня Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по гуманитарным последствиям августовской войны 2008 года. В подготовленном шведским парламентарием Тиной Акетофт документе содержится призыв ко всем сторонам отказаться от исключительно политического подхода, когда речь идет о насущных проблемах людей, проживающих в зоне конфликтов, и предпринять конкретные шаги по облегчению условий их жизни.

На подготовку этой резолюции у Тины Акетофт ушло почти два года. За это время ее доклад не раз становился причиной жарких споров. Не обошлось без них и сегодня.

Акетофт оказалась первым политиком, который предложил ПАСЕ документально оформить призыв ко всем сторонам конфликта: необходимо оставить в стороне бесконечные политические дискуссии вокруг статуса Абхазии и Южной Осетии и заняться разрешением насущных проблем обычных людей, проживающих по разные стороны административных границ.

"Неважно, какой из конфликтующих сторон вы симпатизируете, я очень надеюсь, что вы сумеете обратиться к самой сути того, о чем я говорю, и поддержите мое искреннее желание добиться прогресса и веру в то, что он возможен", – в таких выражениях Тина Акетофт призывала своих коллег поддержать предложенную ею резолюцию.

Согласно документу, первое, чем следует заняться, – это облегчить режим перехода административных границ. Люди, говорила докладчик, должны иметь возможность посещать школы и навещать могилы родственников, где бы те не находились. Проблемы газо- и водоснабжения ни в коем случае не должны становиться объектом политического торга.

Your browser doesn’t support HTML5

ПАСЕ сфокусировалась на гуманитарных проблемах


Акетофт раскритиковала грузинское правительство за некоторые пункты Стратегии в отношении оккупированных территорий. Она призвала руководство де-факто республики Абхазия обеспечить обучение на грузинском языке в Гальском районе, а также открыть дополнительные пропускные пункты на административной границе.

"Чуда не случится в этом регионе. Но даже небольшие шаги смогут оказать огромный эффект на жизнь простого человека, – говорила Акетофт. – Пожалуйста, продемонстрируйте, что вы достойные люди, а не просто представители определенной нации или политической системы".

Шведский парламентарий целенаправленно отказалась от многих терминов, используемых Россией и Грузией в отношении конфликтных регионов и оценок войны 2008 года. Акетофт объяснила, что сделала это для того, чтобы сфокусировать внимание депутатов на гуманитарных проблемах.

Такой подход не удовлетворил ни грузинскую, ни российскую стороны. Во время дебатов российские депутаты заявили, что не могут поддержать резолюцию, так как она по-прежнему содержит неприемлемые для них политические оценки. Грузинская сторона заявила о намерении внести коррективы в текст документа.

"Наша первоочередная задача – вернуть беженцам право на возвращение, –- говорил грузинский депутат Ираклий Чиковани. – Каждое слово, вписанное в эту резолюцию Совета Европы, станет для них светом в конце туннеля".

Грузинская делегация предложила около 20 поправок, но в окончательный текст резолюции попали из них только те, которые получили одобрение Тины Акетофт.

Российская сторона тоже выразила желание скорректировать текст документа. По мнению депутата Госдумы Анвара Махмутова, в резолюции необходимо указать причину, по которой Акетофт так и не смогла посетить Южную Осетию. По его словам, визит шведского политика сорвался по вине Тбилиси, который был категорически против того, чтобы докладчик ПАСЕ въезжала в конфликтный регион с российской стороны.

"Да, на меня давили! – заявила Акетофт, еле сдерживаясь, чтобы не взорваться. – Это делали вы, господин Махмутов, российская делегация, грузинская сторона, все вы на меня давили. Но поверьте мне, я крепкая скандинавская женщина и, как видите, твердо стою на ногах".

Резолюция была принята большинством голосов без существенных изменений в тексте. Президент и депутаты Ассамблеи заявили, что этот документ может послужить хорошей основой для возобновления грузино-российского межпарламентского диалога в Совете Европы.



Тему резолюции ПАСЕ продолжает обсуждать в прямом эфире "Эхо Кавказа" ее главный редактор Андрей Бабицкий.

Олег Кусов: Может ли принятие этой резолюции, на ваш взгляд, иметь политические последствия?

Андрей Бабицкий: Я не знаю, насколько серьезными будут эти последствия, однако, как мне кажется, эта резолюция знаменует собой некий поворот в европейской политике, некий поворот в европейских подходах к грузино-российским отношениям. Дело в том, что разделить политику и гуманитарные вопросы – это позиция, которая совсем не является новой. Она, например, положена в основу работы механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них. Очень часто предлагали использовать этот принцип во взаимоотношениях с Абхазией и Осетией различные международные эксперты и политики, представляющие Запад. Но надо сказать, что стать сутью резолюции ПАСЕ этому принципу удалось впервые.

Дело в том, что в течение последних года или даже полутора лет грузинская власть, я имею в виду предыдущий состав, предыдущую команду президента Саакашвили, достаточно успешно продвигала на всех международных площадках совершенно иной принцип: политика – прежде всего. Она добивалась того, чтобы в международный политический лексикон прочно вошли такие термины, как "оккупация", характеризующие поведение России в Абхазии и Южной Осетии, и, в общем, эта линия была достаточно успешной. Она активно продвигалась грузинскими властями и находила понимание со стороны европейских международных организаций, таких как Парламентская ассамблея НАТО и т.д.

И вот сейчас, после предыдущей резолюции, в которой как раз речь шла об оккупации, принимается резолюция Тины Акетофт, и мне кажется, что в поддержке той линии, которую проводило правительство Саакашвили в Европе, наметилось очень серьезное ослабление со стороны европейцев. Я предполагаю, что линия Саакашвили может оказаться на периферии европейских политических процессов через некоторое время. Хотя я могу ошибаться в том, что придаю слишком большое значение принятию данной резолюции.