Негативный прецедент Саакашвили

Решение президента подвергли критике Народный защитник и депутаты от правящего большинства

Президент Грузии издал указ, согласно которому в комиссии по помилованию появились новые представители. При этом из ее состава исключены депутаты парламента, хотя председательствовать в ней по-прежнему будет Елена Тевдорадзе. Работа комиссии по помилованию прямо связана с президентом: именно Михаил Саакашвили решает, помиловать или нет тех заключенных, имена которых значатся в списках комиссии. Решение президента подвергли критике Народный защитник и депутаты от правящего большинства.

Елена Тевдорадзе, председатель комиссии по помилованию, не знает, почему из числа ее представителей исключены депутаты парламента. Но она догадывается о причинах, по которым впервые членом комиссии стал представитель Патриархии Грузии:

"Думаю, это сделано потому, что и раньше на имя президента из Патриархии поступали ходатайства о помиловании заключенных. Поэтому, думаю, он решил включить ее представителя в состав комиссии. А вот почему он отказался от депутатов, вы должны спросить у самого президента".

Your browser doesn’t support HTML5

Негативный прецедент Саакашвили


Депутат парламента от большинства Георгий Цагареишвили уверен, что новые члены – драматург Лаша Бугадзе, главред газеты "24 саати" Мамука Пачуашвили, писатель Гиви Шахназаров, филолог Зураб Кикнадзе, советники президента Нино Каландадзе, Ван Байбурт, Мубарис Караев и другие – оказались в комиссии благодаря личным связям. Цагареишвили вспоминает о прежнем составе комиссии, в котором в 2008 году работать приходилось и ему самому:

"Состав комиссии был следующим: пять-шесть депутатов от парламентского большинства, один-два человека от оппозиции, несколько министров. Абсолютное большинство членов комиссии было провластным. Теперь реальность изменилась. Поэтому Саакашвили никак не смог бы пережить, если бы в его резиденцию (а мы работали именно в его резиденции) могли бы приходить, например, Эка Беселия, Гедеван Попхадзе или любой другой представитель нынешнего большинства, который работает в комитете по правам человека".

Цагареишвили вспоминает, что часто президент освобождал тех заключенных, которые не значились в списке комиссии по помилованию. Депутат уверен, что бывший глава Минюста Зураб Адеишвили и сотрудники прокуратуры лично участвовали в составлении списков.

Подобная практика не повторится, заверила население действующий глава Минюста Тея Цулукиани, комментируя решение Саакашвили:

"Если смена состава комиссии по помилованию сделает процесс более прозрачным и деполитизированным, конечно, это хорошо. Хотя в некоторых случаях экспертная оценка сотрудника того или иного ведомства может быть необходимой. Я готова к сотрудничеству. Но процесс помилования не должен зависеть ни от прокурора, ни от президента".

Более жестким в оценке президентского решения оказался Народный защитник Грузии Уча Нануашвили, который также является членом комиссии:

"Думаю, это решение – исключить членов парламента из состава комиссии – нуждалось в более серьезной аргументации. Для меня важно, чтобы комиссия была укомплектована на паритетных началах. Представители исполнительной и законодательной властей должны быть в этой комиссии, так же как и представители общественности. По сути – это негативный прецедент, если председателю комитета по правам человека запрещено быть в составе комиссии".

Помилованные президентом заключенные неоднократно становились поводом для противостояния между президентской администрацией и Министерством по исполнению наказаний. Стороны обвиняли друг друга в освобождении заключенных, осужденных за особо тяжкие преступления.

Сегодня же стало известно, что, согласно новым правилам, в случае отказа в помиловании близкие заключенных смогут потребовать повторного рассмотрения дела комиссией через три месяца, а не через шесть, как было раньше.