Мечта Букиккио "по-венециански"

Букиккио и председатель грузинского парламента договорились о введении специальной должности – офицера по связям

Глава Венецианской комиссии призывает все политические силы в Грузии к "игре по правилам". Джанни Букиккио подвел итоги двухдневного визита в Грузию и оценил прошедшие и готовящиеся реформы в Грузии.

Джанни Букиккио считает необходимым сотрудничество основных политических сил в работе над грузинским законодательством. Глава комиссии заявил, что Грузия без раздоров является его персональной мечтой – "мечтой Букиккио", и заверил, что Венецианская комиссия готова сотрудничать с парламентом страны в работе над готовящимися законами. Для этого Букиккио и председатель грузинского парламента Давид Усупашвили договорились о введении специальной должности – офицера по связям, который должен обеспечить прямые контакты между грузинскими законодателями и этой европейской организацией.

Введение такой системы поможет избежать ситуаций, подобных той, что сложилась с законом "Об амнистии", который был принят без одобрения Венецианской комиссии. Сам Букиккио назвал это "достойным сожаления". Премьер-министр Бидзина Иванишвили после встречи с ним фактически обещал исправиться:

"Мы много говорили о готовящихся изменениях в Конституцию и законодательство, и я заверил господина президента [Венецианской комиссии], что мы обязательно устроим широкое обсуждение всех изменений и согласуем их с Венецианской комиссией".

Your browser doesn’t support HTML5

Мечта Букиккио "по-венециански"


Иванишвили обратил внимание и на те изменения в грузинской Конституции, которые заняли особое место в его беседе с главой Венецианской комиссии. Дело касается в первую очередь поправки, которая урезает некоторые полномочия президента страны. Иванишвили был достаточно резок, заявив, что у президента "ненормально раздуты" права и новая власть намерена исправить положение, если это одобрит Венецианская комиссия. Сам Джанни Букиккио был более мягок, в принципе, согласившись с тем, что власть президента можно ограничить. Однако на итоговой пресс-конференции он посоветовал грузинским депутатам не торопиться и тщательней продумать все поправки в главный закон страны:

"Парламент торопится с принятием этих поправок, и я могу их понять: они пытаются добиться стабильности, которая даст им возможность двигаться дальше и проводить реформы. Именно поэтому они и пытаются урезать полномочия президента. Я не против этого, но я не испытываю особой радости от того, как это происходит в процедурном отношении – Конституцию нельзя пересматривать каждый раз для каких-то конкретных нужд".

Букиккио отметил, что при изменении грузинской Конституции в 2004 году он высказывался против предоставления президенту больших полномочий, но, несмотря на эти возражения, поправки все же были приняты. Сейчас глава Венецианской комиссии советует не принимать отдельных поправок, но обсудить возможность широкого пересмотра некоторых ее положений. При этом он призвал все грузинские политические силы и общественность совместно работать в этом направлении.

Можно сказать, что слова Букиккио были услышаны. По крайней мере госминистр по вопросам евроатлантической интеграции Грузии Александр Петриашвили заявил журналистам, что в этом вопросе у нового правительства с Венецианской комиссией разногласий нет:

"Мы говорили о поправках в Конституцию и о возможности раз и навсегда исправить ее уже на долгосрочную перспективу. И в этом мы пришли к согласию, как и в том, что она должна быть исправлена с учетом мнения всех представителей общества".

Впрочем, согласие на "окончательное" изменение Конституции не означает, что отдельные поправки, необходимость которых продиктована моментом, в нее вноситься не будут. Мнение Букиккио хоть и является важным, но может не учитываться – таков принцип работы Венецианской комиссии, являющейся рекомендательным органом.

Джанни Букиккио заявил, что не будет комментировать готовящуюся реформу судебной системы в Грузии, так как ее еще только предстоит изучить специальной группе экспертов, которые приступят к работе уже на следующей неделе. При этом он одобрил решение парламента и Министерства юстиции отложить рассмотрение этого законопроекта до вердикта Венецианской комиссии.