Церковная головоломка

После московских встреч Илии Второго отец Виссарион Аплиа, который выступает за восстановление автокефальной Абхазской церкви, оказался в достаточно трудном положении

Январский визит 80-летнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго в Москву, который сам он с присущей ему "скромностью" назвал историческим, не мог не вызвать самых противоречивых откликов и комментариев. Любопытно, что даже в самой Грузии не все с восторгом приветствовали этот вояж, многие были возмущены его славословием в адрес Путина; как я узнал из грузинских СМИ, отдельные клирики ГПЦ собирались устроить акцию протеста по его возвращении.

И абсолютно предсказуемыми были негодование и обеспокоенность в Абхазии и Южной Осетии. В Цхинвале, судя по последним интернет-публикациям, реакция оказалась более острой и шумной, чем у нас, поскольку ситуацию дополнило осуждение группы членов Московской осетинской общины, которые встретились с Илией. Подобная встреча его с кем-то из абхазской общественности, думаю, невозможна по определению: коллаборационизм и соглашательство в любом публичном проявлении были у нас разгромлены и уничтожены еще два десятилетия назад, по итогам грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. Но в Абхазии возникла другая коллизия: неизбежным оказалось проецирование последствий "триумфального" визита Илии в Москву на "долгоиграющий" церковный конфликт в республике.

Your browser doesn’t support HTML5

Церковная головоломка


Как известно, клирики и миряне, которые поддерживают главу Сухумской и Пицундской епархии иерея о. Виссариона (Аплиа), стремятся к восстановлению автокефальной Абхазской церкви, рассчитывая на поддержку Русской православной церкви. Созданная же в мае 2011 года Священная митрополия Абхазии во главе с архимандритом о. Дорофеем (Дбаром) решила "пойти другим путем" и обратилась к Вселенскому патриарху в Константинополе. Понятно, что после московских встреч Илии о. Виссарион в глазах абхазской общественности оказался в достаточно трудном положении. Не случайно он тоже поспешил в Москву и после встреч в Патриархии постарался заверить абхазскую телеаудиторию в том, что РПЦ по-прежнему будет поддерживать абхазскую православную общину.

Сегодня в сухумском центре "За мир без насилия" им. Зураба Ачба состоялась встреча представителей абхазской общественности, властных структур Абхазии, посвященная этой ситуации. Выступивший на ней со вступительным словом руководитель Центра стратегических исследований при президенте РА Олег Дамения начал со встречи в Москве предстоятелей РПЦ и ГПЦ Кирилла и Илии Второго:

"В ходе этой встречи ее участники, как и можно было ожидать, вновь подтвердили, что считают Абхазию, как и Южную Осетию, канонической частью канонической территории Грузинской православной церкви. Как отмечают многие аналитики, возникла вероятность того, что патриаршества РПЦ и ГПЦ могут договориться о так называемой двойной российско-грузинской форме управления Православной церковью в Абхазии. Все это не может не тревожить общественность Абхазии. Выражением этой тревоги стали заявления Общественной палаты РА и политической партии "Форум народного единства Абхазии". Думаю, что и Народное собрание – парламент РА – не заставит ждать и выразит свою позицию по церковному вопросу".

Тем не менее довольно продолжительное время участники встречи посвятили обсуждению и внесению поправок в зачитанный текст проекта своего заявления. В этом приняли активное участие такие известные в абхазском обществе люди, как Нателла Акаба, Станислав Лакоба, Батал Кобахия, Надежда Венедиктова, Эмма Гамисония, Ахра Бжания, Давид Пилия, Лиана Кварчелия, Арда Инал-ипа и другие.

Олег Дамения предложил создать инициативную группу по сбору подписей среди граждан Абхазии, имеющих право голоса, за восстановление автокефалии Абхазской церкви. Бурное обсуждение этой акции кто-то назвал формой референдума. В ходе этого обсуждения прозвучал вопрос: а кого, мы, собственно, собираемся убеждать в том, что и так вроде бы всем понятно – что большинство населения страны не представляет себе, как можно вернуться в лоно ГПЦ, предстоятель которой благословлял в свое время грузинское воинство на войну в Абхазии. Один из участников встречи коротко ответил: "Только Константинополь".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия