В мастерскую дедушки Левы редко заходят случайные люди – она тщательно спрятана потемневшим от времени витражом, и над дверью нет никакой вывески. В небольшом закутке, где уже не первый год работает наш герой, в пять ровных рядов вывешены кепки, фуражки и шляпы – на любой вкус и цвет.
Пошивом мужских головных уборов 67-летний Лева Дохолян занимается уже пятый десяток лет. Раньше вокруг было полно конкурентов, а теперь он единственный во всем районе и один из трех мастеров во всем Тбилиси.
"Только на улице Агмашенебели – от метро и до конца этой улицы – человек 30 мастеров сидели, если не больше. И еще плюс у каждого из них были "надомники", – с ностальгией вспоминает дедушка Лева небывалый расцвет моды на кепки в грузинской столице начала 70-х годов.
Ему было всего 15, когда его отдали учиться этому, как казалось в то время, перспективному делу. Юноша бросил школу – Лева закончил всего шесть классов – и пошел подмастерьем в одно из местных ателье.
"В тот момент нас двое учеников было. Второй не выдержал и убежал. "Николаевские" законы тогда еще были, нельзя было слово сказать, только смотреть, как они работают", – вспоминает мастер.
Тогда армяне редко занимались этим ремеслом. Кепки, фуражки и шляпы в основном мастерили местные евреи и крайне редко – грузины. В подмастерья никогда не брали представительниц слабого пола.
"Пошив кепок – не женское дело!" – сказал, как отрезал, дедушка Лева, и не подумав давать какие-либо разъяснения.
Первые годы он жил безбедно, заказов было – "только успевай клепать". В день ему приходилось шить в среднем по 18 кепок, и все равно приходилось выслушивать жалобы нежелающих ждать клиентов: спрос в разы превышал предложение.
Особенно головные уборы местного производства любили военнослужащие. Отправляясь в продолжительные командировки за рубеж, грузинские офицеры заказывали дедушке Леве по пять и больше военных фуражек: пару себе, а остальные – в подарок.
"Сейчас грузины носят чепчики или даже береты всякие, – кривит лицо недовольный Лева, – а вот русские и узбеки надевают кепки. Такое время настало: не поймешь, кто что носит!"
Мода на кепки в Грузии пошла на спад примерно 20 лет назад. После падения железного занавеса в страну хлынули зарубежные товары, полки магазинов наполнились дешевыми головными уборами, и люди перестали обращаться за ними в ателье.
Сегодня в мастерскую дедушки Левы заглядывают все больше зарубежные туристы. Изумленные дешевизной товара, они покупают сразу по несколько кепок и шляп. Приходят заказы и от верных клиентов. Леве часто звонят из соседних стран с просьбой сшить кепки – "так, как он умеет".
"Армянские армяне – из Гюмри и других городов – испокон веков носят кепки с маленьким кругом. А вот в Грузии всегда носили с большим кругом. В Азербайджане круг еще больше: если здесь круг был 80 сантиметров, то там 86-88, а порой и под 90", – объясняет мастер вкусовые предпочтения народов Южного Кавказа.
Работать ему приходилось в каждой из южнокавказских стран. В начале 80-х годов прошлого века ему предложили опробовать новую профессию в Азербайджане. В течение семи лет Лева заведовал столовой и магазином в военной части в городе Казах – он расположен неподалеку от границы с Арменией. За время работы там Лева успел овладеть азербайджанским языком и обзавестись друзьями.
"У меня там такие друзья есть, такие знакомые – лучше, чем здесь! По крайней мере я их таковыми считаю. Может, и голову отрежут – это ясное дело, – улыбается дедушка Лева. – Но почему-то я считаю, что если я когда-нибудь еще туда поеду, они примут меня, как раньше".
Он вернулся в Тбилиси незадолго до начала столкновений между армянами и азербайджанцами. Когда началась война, дедушка Лева никак не мог уяснить: "Какая муха их укусила! Ведь жили одной семьей".
Некоторые из его азербайджанских знакомых, приезжая в Тбилиси, до сих пор заглядывают к нему в гости. Дедушку Леву там не забыли, и по-прежнему присылают заказы на его отменные кепки.
Пошивом мужских головных уборов 67-летний Лева Дохолян занимается уже пятый десяток лет. Раньше вокруг было полно конкурентов, а теперь он единственный во всем районе и один из трех мастеров во всем Тбилиси.
"Только на улице Агмашенебели – от метро и до конца этой улицы – человек 30 мастеров сидели, если не больше. И еще плюс у каждого из них были "надомники", – с ностальгией вспоминает дедушка Лева небывалый расцвет моды на кепки в грузинской столице начала 70-х годов.
Ему было всего 15, когда его отдали учиться этому, как казалось в то время, перспективному делу. Юноша бросил школу – Лева закончил всего шесть классов – и пошел подмастерьем в одно из местных ателье.
"В тот момент нас двое учеников было. Второй не выдержал и убежал. "Николаевские" законы тогда еще были, нельзя было слово сказать, только смотреть, как они работают", – вспоминает мастер.
Your browser doesn’t support HTML5
Тогда армяне редко занимались этим ремеслом. Кепки, фуражки и шляпы в основном мастерили местные евреи и крайне редко – грузины. В подмастерья никогда не брали представительниц слабого пола.
"Пошив кепок – не женское дело!" – сказал, как отрезал, дедушка Лева, и не подумав давать какие-либо разъяснения.
Первые годы он жил безбедно, заказов было – "только успевай клепать". В день ему приходилось шить в среднем по 18 кепок, и все равно приходилось выслушивать жалобы нежелающих ждать клиентов: спрос в разы превышал предложение.
Особенно головные уборы местного производства любили военнослужащие. Отправляясь в продолжительные командировки за рубеж, грузинские офицеры заказывали дедушке Леве по пять и больше военных фуражек: пару себе, а остальные – в подарок.
"Сейчас грузины носят чепчики или даже береты всякие, – кривит лицо недовольный Лева, – а вот русские и узбеки надевают кепки. Такое время настало: не поймешь, кто что носит!"
Мода на кепки в Грузии пошла на спад примерно 20 лет назад. После падения железного занавеса в страну хлынули зарубежные товары, полки магазинов наполнились дешевыми головными уборами, и люди перестали обращаться за ними в ателье.
Сегодня в мастерскую дедушки Левы заглядывают все больше зарубежные туристы. Изумленные дешевизной товара, они покупают сразу по несколько кепок и шляп. Приходят заказы и от верных клиентов. Леве часто звонят из соседних стран с просьбой сшить кепки – "так, как он умеет".
"Армянские армяне – из Гюмри и других городов – испокон веков носят кепки с маленьким кругом. А вот в Грузии всегда носили с большим кругом. В Азербайджане круг еще больше: если здесь круг был 80 сантиметров, то там 86-88, а порой и под 90", – объясняет мастер вкусовые предпочтения народов Южного Кавказа.
Работать ему приходилось в каждой из южнокавказских стран. В начале 80-х годов прошлого века ему предложили опробовать новую профессию в Азербайджане. В течение семи лет Лева заведовал столовой и магазином в военной части в городе Казах – он расположен неподалеку от границы с Арменией. За время работы там Лева успел овладеть азербайджанским языком и обзавестись друзьями.
"У меня там такие друзья есть, такие знакомые – лучше, чем здесь! По крайней мере я их таковыми считаю. Может, и голову отрежут – это ясное дело, – улыбается дедушка Лева. – Но почему-то я считаю, что если я когда-нибудь еще туда поеду, они примут меня, как раньше".
Он вернулся в Тбилиси незадолго до начала столкновений между армянами и азербайджанцами. Когда началась война, дедушка Лева никак не мог уяснить: "Какая муха их укусила! Ведь жили одной семьей".
Некоторые из его азербайджанских знакомых, приезжая в Тбилиси, до сих пор заглядывают к нему в гости. Дедушку Леву там не забыли, и по-прежнему присылают заказы на его отменные кепки.