Грузинские "дети Арбата"

Тенгиз Аблотия

В первые годы перестройки в либеральных кругах СССР был очень популярен роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", касавшийся острой по тем временам темы - сталинских репрессий. В те замечательные годы быть сталинистом было, что называется, "западло", но при этом, как свидетельствует день сегодняшний, поклонники Вождя и Учителя никуда не делись - просто временно затаились в подполье. Им "Дети Арбата" страшно не нравились в первую очередь по политическим причинам, однако признать это вслух им было неудобно. Поэтому они жестко критиковали роман, но как бы из литературно-эстетических соображений: "Ах, мы, конечно, не сталинисты, но роман - дрянь, плохо написан с точки зрения литературы, ерунда полная". Словом, нашелся способ и сталинистом не прослыть, и роман подвергнуть остракизму: "Содержание еще ладно, но форма, форма…"

Если б я не знал, что ныне в Грузии, кроме меня, про "Детей Арбата" помнит еще человек пять, то я бы точно подумал, что сегодняшние политически активные граждане страны подражают тем сталинистам: говоря о содержании, они прикрываются той же формулой: "Ах, форма не годится!"

Как известно, в стране в большую моду вошел компромат. Поскольку народонаселение у нас крайне недоверчивое и во всем ищет попытку "злых сил" обдурить его, любимого, то и власти, и оппозиция обожают аудио-, а еще лучше, видеокомпромат. Так, чтобы наверняка, чтобы мордой об стол. Но не все так просто. Что с того, что в "Детях Арбата" была описана чистая правда, а компромат, сливаемый то властью, то оппозицией на головы несчастного электората, - по большей части правда, а монтаж лишь слегка направляет внимание в нужную сторону, но никак не меняет сути дела?

Несколько лет вбросами компромата баловались главным образом "националы". Реакция была точь-в-точь, как на Анатолия Рыбакова: сторонники правительства говорили: "Народ должен знать правду, какой бы горькой она ни была". Оппоненты (сегодняшняя власть) становились в позицию защитников прав человека, медиа-стандартов и моральных принципов: "Ах, как можно это показывать, это же некрасиво, дети же смотрят, что мы скажем подрастающему поколению!"

Но вот в сентябре уже "мечтатели" вываливают жутчайший компрометирующий материал - тюремные кадры. Казалось бы, это тот самый случай, когда сторонники тогдашнего правительства должны были приветствовать бидзинистов за правду-матку, а "мечтатели" жаться по углам за нарушение этики и морали. Увы, произошло ровно наоборот. Теперь "националы" рядятся в тогу ревнителей общественных устоев: "Ах, как можно показывать такое, это же некрасиво, что мы скажем подрастающему поколению!"

Ситуация осталась неизменной и при "мечтателях": месяц назад прокуратура опубликовала сделанные прошлой властью компрометирующие видеозаписи неких высокопоставленных гомосексуалистов. Изображения были так заретушированы, а голоса изменены, что даже родная мать бы не узнала ни одного из них. "Националы" тут же изобразили глубокий шок, вызванный тяжелейшим моральным потрясением: "Это ущемление прав сексменьшинств, как можно было такое показывать, дети же смотрят, что мы скажем подрастающему поколению!"

И вот во вторник бывший чиновник полиции опубликовал очень интересное видео о нашумевшем и старом деле аж 2004 года - об убийстве 19-летнего Амирана Робакидзе. По сути, кадры мало что меняют: в записи видно, что четверых парней жестко достают из машины, кладут на землю и случайно один из полицейских стреляет в Робакидзе, после чего тот, не успев дожить до приезда скорой, там же на месте умирает. Но эти кадры дают возможность посмотреть на дело с другого угла: бидзинисты и родственники убитого утверждают, что в машину было подброшено оружие и сделала это целая бригада чиновников МВД, которые принесли его с собой. Так вот, в новых кадрах видно, что в момент обнаружения (или подкладки) оружия, никого из мало-мальски важных чинов поблизости не было - как минимум, это дает им некоторое алиби и несколько усложняет возможность "закатать" их за решетку лет так на десять.

И тут же по ТВ и в социальных сетях поднимается вой: вчерашние ревнители морали снова говорят о политической целесообразности, а сторонники нового правительства проклинают авторов компромата ровно в тех же, хорошо знакомых выражениях: "Ах, это же дети видят, их нежная психика не выдержит... Ах, наше нежное и розовощекое общество, как оно переживет этот кошмар!"

А правда в том, что соображения морали и медиа-этики интересует их всех не больше, чем сталинистов литературные огрехи Анатолия Рыбакова. Никто не сможет меня переубедить в том, что в Грузии компромат был, есть, и еще лет 50 будет самым популярным методом политической борьбы.

Проявите небольшую фантазию и представьте себе типичного грузинского политика - человека недалекого, жадного, амбициозного. И вообразите, что у него на руках видео, компрометирующее ненавидимого оппонента. И вдруг он, глубоко задумавшись, говорит себе: "Ах, нет. Я не могу это обнародовать. Ведь есть же совесть, этика, медиа-принципы!"

Так что, дорогие мои "националы" и "мечтатели", как говорится, хватит нести пургу. Из сложившейся ситуации есть два выхода: либо весь мусор, хранимый в кладовых по обе стороны баррикад, вываливается открыто и без причитаний о морали и невинных детишках, либо никто не публикует ничего. Поскольку второй вариант, скорее, из области фантастики, то запаситесь попкорном. Фильм будет длинный.