"Концерты делаются для народа"

По мнению солиста ВИА "Иверия" Вахтанга Татишвили, танцевать и петь всегда можно, если тебе поется и танцуется

ПРАГА---9 и 10 марта в Государственном Кремлевском дворце с аншлагом прошли концерты Грузинского государственного академического ансамбля песни и танца "Эрисиони". Концерт состоялся с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, но в Тбилиси ансамбль "Эрисиони" ожидала акция протеста – "Не танцуйте для оккупантов". Ее провели участники движения "Патриоты". Эту тему мы сегодня обсудим с солистом известного вокально-инструментального ансамбля "Иверия" Вахтангом Татишвили, он сейчас на линии прямой связи по телефону из Тбилиси.

Олег Кусов: Как вы считаете, следует танцевать или петь перед оккупантами?

Вахтанг Татишвили: Я считаю, что так резко задавать вопрос и отвечать на него как-то неудобно. Я думаю, что танцевать, петь, всегда можно, если тебе поется и танцуется. Конечно, очень неудобно выслушивать, я бы сказал, некорректные высказывания, что, мол, танцуете и поете для оккупантов. Есть русская политика, политики, Дума, военные генералы, а есть еще и народ. Всю Россию, начиная с европейской части и заканчивая Сибирью и северными широтами, мы объездили за время гастролей нашего ансамбля, и я знаю, какой русский простой народ. Концерты делаются для народа. Какие-то экономические и научные связи все равно продолжаются, несмотря на то, что, однозначно, если войска или армия другого государства находятся на твоей территории без твоего разрешения, это, естественно, называется оккупацией. Но это не значит, что в это время нельзя иметь никаких отношений с обыкновенным народом.

Your browser doesn’t support HTML5

"Концерты делаются для народа"


Олег Кусов: Многих покоробил в Тбилиси сам факт концерта в Кремле. Говорят так: хорошо, если бы в культурной столице России – Санкт-Петербурге или где-нибудь в другом крупном городе, но почему именно в Кремле, там, где, возможно, принимались решения о боевых действиях в августе 2008 года. Есть такое мнение. Как вы считаете?

Вахтанг Татишвили: Я считаю, что, может быть, даже наоборот. Единственное, чего здесь не должно быть, – это цензуры. Никто не должен указывать: мол, чтобы в танце или песне не было никакой политики и т.д. Правда, это фольклорный ансамбль, у него нет возможности в песне или в танце, допустим, критиковать или сатирически относиться к правительству России и т.д. Поэтому это нужно сделать в Кремле. Три года назад скончался руководитель нашего ансамбля Басилая. Был концерт памяти Басилая в Москве. Некоторые члены ансамбля туда поехали, некоторые по личным соображениям – нет. Я, например, готовясь к поездке, спросил, можно ли мне там что-то сказать от себя? Они сказали (зная мой характер) – нет, нет, нет, никакой политики. Какие-то цензурные ограничения были, поэтому я не поехал. Но недавно, в прошлом году, был повтор такого мероприятия, где не было никаких политических цензур, и поэтому мы поехали и все же провели этот концерт. Я думаю, что если можно свободно высказывать то, что ты хочешь, и цензор не вмешивается в то, что у тебя есть в репертуаре, не диктует тебе, что ты должен говорить или петь, – тогда все это можно.

Олег Кусов: Вы считаете, что политика отдельно, люди искусства отдельно, а ваш коллега Вахтанг Кикабидзе считал иначе. Он не поменял своего мнения, как вы думаете?

Вахтанг Татишвили: Вахтанг Кикабидзе свое отношение и свое "я", свой след в искусстве уже оставил, и ни он, ни мы, и никто из артистов политикой, конечно же, не занимается, но мы всегда стремимся показать свое искусство публике, независимо от того русский это будет или грузин. У каждого свое мнение, он должен быть свободен в своем выборе – ехать или не ехать, танцевать или петь и т.д. У меня свое мнение. У меня, например, есть песня, в которой я обращаюсь к русскому народу с уважением и любовью, а в другой песне я обращаюсь к российским генералам и политикам с критикой. Я думаю, что в этом ничего плохого нет, лишь бы это было свободно и не было цензуры и т.д.

Олег Кусов: Я лишь добавлю, что не исключаю, а, скорее всего, так оно и было, на концертах в Кремле немало было и грузин, проживающих в Москве, а почему для них нельзя танцевать?

Вахтанг Татишвили: Я считаю, там процентов 80 было грузин, которые скучают по своей родине, а остальные 20 были приглашенные этими же грузинами. Но я думаю, что это было хорошее мероприятие.