Школа межнационального разлада

Конкретный случай со школами мог бы стать предметом общей заботы для учителей, родителей учеников, представителей экспертного сообщества

Ингушский правозащитник Калой Ахильгов подал иск против Министерства образования Северной Осетии и администрации селения Чермен Пригородного района республики, где практикуется раздельное обучение ингушских и осетинских детей в общеобразовательных школах. По мнению правозащитника, в интересах осетинских и ингушских учащихся судебные инстанции должны положить конец сегрегации по национальному признаку в школах Пригородного района.

По мнению Калоя Ахильгова, возвращающиеся в Пригородный район ингуши сталкиваются с проблемами, которые трудно объяснить иначе как созданием административных препон для их возвращения, начиная от проблем с приемом ингушских абитуриентов в североосетинские вузы, заканчивая трудоустройством, особенно когда речь идет о государственной службе. Карьера ингуша в Северной Осетии ограничивается должностью заместителя или помощника главы администрации села со смешанным осетино-ингушским населением. Что касается раздельного обучения в школах, то здесь, считает Калой Ахильгов, нарушаются права не только ингушей, но и осетин.

"В поселении Чермен осетинские и ингушские дети в нарушение их прав вынуждены ездить из одного конца села в другое мимо двух школ, которые ближе к их дому, только потому, что в них обучаются дети другой национальности. Это категорически неправильно, это не способствует налаживанию отношений и сглаживанию конфликтных ситуаций".

Your browser doesn’t support HTML5

Школа межнационального разлада


Калой Ахильгов считает, что в этом случае нарушены положения статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей общедоступность образования, а также Федерального закона №273 "Об образовании в Российской Федерации", обязывающего органы региональной власти и местного самоуправления обеспечить этот самый доступ к образованию. О подаче иска в Пригородный районный суд Калой Ахильгов сообщил в своем блоге. Среди тех, кто принял участие в обсуждении этой темы на страничке Ахильгова, и осетинский блогер под ником al_alani:

"Думается мне, речь идет не об органах власти – речь о родителях. Им никто не может указать, в какую школу должны ходить их дети. И я лично их понимаю".

Т.е. по славам al_alani, даже если Ахильгов и выиграет иск, то вряд ли кто-то в постконфликтном районе захочет рискнуть и отвести свое чадо в школу, где не только ученики, но и учителя другой национальности. Ахильгов считает, что и учительский состав в школах Чермена должен стать интернациональным:

"При желании можно этот процесс организовать. Я не понимаю, почему этого не делается? Я понимаю, если бы были предприняты какие-то робкие попытки и они провалились. Но ведь мы не видим даже попыток. А почему бы ни взять в одну школу учителей осетин и ингушей? Ведь в школе преподают не дикари, а образованные люди, которые должны воспитывать детей. А вы представляете себе, как будут вести себя выпускники школ, воспитанные в мононациональном формате? Они же в глаза не видели друг друга, хотя живут в одном селе. Это чревато последствиями – мы сами сеем зерна, которые завтра могут принести отвратительные плоды".

Возвращение ингушей в Пригородный район и отношение к этому процессу со стороны встречающего беженцев населения, мягко говоря, неоднозначное – многие опасаются, что эта репатриация запустила обратный отсчет нового конфликта. С другой стороны, если отбросить эмоции, совместное проживание ингушей и осетин в одном районе – это объективная реальность, от которой не уйти. Попытки отгородиться друг от друга забором на маленькой территории – бесперспективны, считает известный российский психолог Тахир Базаров:

"Это серьезный вызов, прежде всего, для осетинской и ингушской интеллигенции, чтобы собраться вместе и обсудить вот этот конкретный проект – историю, которая могла бы ответить на очень многие вопросы в окружающей их реальности. Как я понимаю, очень много опасений может быть по этому поводу, и преодоление этих опасений, может быть, и есть первый шаг к тому, чтобы груз всех этих проблем предыдущих поколений попробовать не сбрасывать с себя, а переработать как исторический, культурный материал".

По мнению Тахира Базарова, этот конкретный случай со школами мог бы стать предметом общей заботы для учителей, родителей учеников, представителей экспертного сообщества. Мотивация для совместных усилий, считает Базаров, очевидна – это труд ради того, чтобы обеспечить потомкам жизнь в гармоничном, безопасном мире.