Диалог нужно вести на равных

В отличие от Михаила Саакашвили, который объездил весь мир и всем жал руку, Бидзина Иванишвили политик нестандартного типа

ПРАГА---Продолжаем тему в прямом эфире. У нас на линии телефонной связи из Тбилиси политолог Георгий Хухашвили.

Дэмис Поландов: Георгий, я хотел бы с вами обсудить письмо Бидзины Иванишвили Европейской народной партии, и мой первый вопрос: а стоило ли вообще писать это письмо? Некоторое количество членов Европейской народной партии, которые всегда были дружны с Михаилом Саакашвили, поддержали "Нацдвижение" и осудили "Грузинскую мечту" – этого следовало ожидать. Может быть, стоило вообще проигнорировать?

Георгий Хухашвили: Я не думаю, что стоило проигнорировать, потому что на самом деле эти заявления извращают ту реальность, те процессы, которые сейчас происходят в Грузии. Так что в любом случае европейская демократия, я думаю, предполагает то, что если есть критика с одной стороны, в том числе незаслуженная, человек всегда имеет право на ответную критику. Мы не должны воспринимать все с таким непонятным молчанием. Я думаю, что если человек с чем-то не согласен, он всегда должен ответить. Письмо довольно-таки хорошо аргументировано, там приводятся факты и т.д., а когда люди критикуют, не вникнув в вопрос, не выслушав другую сторону, и, в принципе, поддаются какой-то узкопартийной конъюнктуре, – это как раз не предполагает ту систему ценностей, к которой мы стремимся.

Your browser doesn’t support HTML5

Диалог нужно вести на равных


Дэмис Поландов: На что был расчет? Действительно, Бидзина Иванишвили хочет изменить мнение отдельных европейских политиков, тех самых политиков, которые всегда поддерживали Михаила Саакашвили и, я думаю, были весьма осведомлены о том, что, вообще, происходит в Грузии, возможно, даже закрывали глаза на многие события, которые имели место в Грузии.

Андрей Бабицкий: Можно ли сапожнику внушить представление о вкусе блюда?

Георгий Хухашвили: Понимаете, в чем дело? Необязательно им что-то внушать. Я, конечно, понимаю, и премьер понимает, что конъюнктуру изменить какими-то логическими ответами не всегда возможно, но хотя бы урезонить их довольно-таки странный пыл таким путем возможно. Если человек вступает в полемику, ведет себя не совсем объективно, то нужно отвечать ударом на удар, и, в принципе, урезонить этих людей возможно.

Дэмис Поландов: Георгий, а почему не сделать это с открытым забралом, т.е. приехать туда и разговаривать? Этот пассаж насчет того, что "я не поеду в Вашингтон, потому что я не могу там ходить с прямой спиной", как он выразился, – это немного странно. Может быть, стоило бы ездить побольше? Михаил Саакашвили свою харизму распространял по всему миру, он везде был, со всеми разговаривал, всем жал руку.

Георгий Хухашвили: Дело в том, что Михаил Саакашвили, в принципе, всегда занимался не политикой, а неким пиаром, т.е. для него всегда главным было пустить пыль в глаза, со всем соглашался, создавал виртуальную картину. Он был как бы политиком от себя, т.е. он всегда работал на себя и никаких принципов в себе не нес. Бидзина Иванишвили, можно сказать, политик нестандартного характера. Даже в некоторой степени, если следовать тем принципам, которые, к сожалению, сложились в политической элите, он не соответствует той схеме, к которой мы привыкли. Он всегда действует вразрез тому фарсу, который свойственен политикам. Он готов говорить только на равных, не просто ехать и говорить то, что им будет приятно, а на самом деле вести на равных дискуссию, в том числе и отвечать, когда надо.

Андрей Бабицкий: Гия, в этом мире очень важно соблюдение пропорций, важно понимать, кто ты, с кем ты вступаешь в беседу. Я не думаю, что в Вашингтоне будут рыдать ночами, узнав о том, что Бидзина Иванишвили не осчастливит этот город своим визитом.

Георгий Хухашвили: Если первое лицо страны едет в какую-то важную страну, у него визит должен быть на уровне. Он не говорил, что не поедет. На самом деле у него отношения с администрацией США очень хорошие, но есть конкретные лоббисты, он говорил о них, а не о США как о стране. Он имел в виду конкретных лоббистов, конкретных людей, которые сегодня в Вашингтоне находятся не у власти.

Дэмис Поландов: Георгий, но Республиканская партия не исчезнет никуда и, в принципе, европейские партнеры тоже.

Георгий Хухашвили: Я понимаю, что мы – маленькая страна, и не нужно иметь слишком больших амбиций. С другой стороны, диалог всегда нужно вести на равных, и когда с тобой обходятся несправедливо, критикуют не в тему или, наоборот, хвалят не в тему, как было во время Саакашвили, я думаю, что если ты принципиально с этим не согласен, зачем молчать? Я понимаю, что каким-то людям это не понравится, и это понятно, но в итоге, в долгосрочной перспективе такая политика более перспективна, исходя из государственных интересов, чем непонятная политика, т.е. закулисная или только пиарная.