О живучести "совка" или если бы я работал в пресс-службе Александра Золотинсковича

Дэмис Поландов

ПРАГА---Передо мной двенадцать машин в очереди на автомойку пражского гипермаркета "Глобус". Уехать никакой возможности нет – сзади уже выстроилась целая колонна. Все, как обычно, - медленно и тоскливо. Раздражение достигает пика, когда ворота мойки оказываются в пределах прямой видимости – левый портал закрыт, работает только правая линия.

Но почему сегодня? Ведь было абсолютно ясно, что растревоженные первым весенним солнцем автовладельцы массово поедут смывать со своих железных коней зимнюю пыль?! И это не первый раз. Очереди на этой мойке постоянно, и практически всегда работает только одна линия. Припоминаю, что лишь однажды видел два открытых въезда. И, разумеется, в тот день никакой очереди не было.

Мы, выходцы из СССР, называем это "совком", чехи в таких случаях поминают "социализмус". Англичанину или французу эти понятия, наверное, и не объяснить толком. Можно было бы сказать, что "совок" – это крайняя степень неэффективности, порожденная недостатком рационального мышления, профессионализма и наплевательским, хамским отношением к человеку. Но за рамками такого определения остается слишком многое. Речь ведь не только о бизнесе, эффективности, но и о чувствах, эмоциях. Это же не просто "совок", это чертов "совок", который оскорбляет человеческое достоинство! Стоять в очереди – это одно, стоять в искусственно созданной очереди – совсем иное.

Your browser doesn’t support HTML5

О живучести "совка" или если бы я работал в пресс-службе Александра Золотинсковича


Когда парень на регистрации в сухумском отеле переходит сразу на ты, – это не совсем "совок", это просто непрофессионально и даже смешно. Или его тбилисский коллега, с трудом скрывающий раздражение, когда я отрываю его от просмотра футбольного матча, - ну, он хоть пытается быть профессионалом, что уже хорошо (но с мимикой надо еще поработать). У них нет намерения меня оскорбить.

А вот не очень чистый, дурно пахнущий туалет в только что отремонтированном и теперь якобы престижном пражском универмаге "Котва", – это тот самый "социализмус". Неработающие лифты в "Самшитовой роще" при стоимости номера выше 100 долларов за ночь – несомненно "совок". Ну, а хамство официантов в недешевом грузинском ресторане "Кабанчик" в Москве, надеюсь, все-таки стало причиной их увольнения.

Но есть еще один крайне живучий "совок" – политический. Прочел тут на сайте агентства "Апсныпресс" следующий заголовок: "Стамбульский комитет солидарности с Абхазией выражает поддержку той политике, которую проводит президент Александр Анкваб". Сразу всплыло аналогичное и там же, две недели назад: "ОД "Амцахара" поддерживает и одобряет начатый Александром Анкваб и правительством курс реформ…"

Даже не знаю, как объяснить тому самому гипотетическому англичанину, чем же так плохи эти сообщения... Но у любого человека, распробовавшего не по своей воле "совок", не будет никаких сомнений в том, что это именно он. Бессодержательный "одобрямс" – неуместный, раздражающий своей навязчивостью и одномерностью "совок".

Если бы я работал в пресс-службе Александра Золотинсковича, то был бы крайне удручен появлением таких вот сообщений в ленте "Апсныпресс". И уж точно постарался бы объяснить руководству, что ни в коем случае не следует заказывать такие обращения общественным организациям. Нет, я не утверждаю, что они появились на свет именно таким образом. Но если даже члены Стамбульского комитета или ОД "Амцахара" написали это сами и от души, то выглядят их обращения обычной "заказухой" в самом худшем "совковом" стиле.

Если же это действительно "заказ", то его примитивный пропагандистский формат - это очевидная демонстрация пренебрежения к людям, нежелания объясняться с ними по вопросам, действительно волнующим общество. Хотите ответов – у меня их есть в самом лучшем виде, получите. И тогда рождаются подобные "шедевры" советского агитпропа: ткварчельские металлурги и очамчирские ткачихи поддерживают политику партии, в смысле Александра Анкваб, и осуждают попытки некоторых несознательных граждан, подстрекаемых чуждыми силами, опорочить, внести раскол, навредить и испоганить. А большая часть читателей "Апсныпресс" – это те самые избиратели, которые отдали полтора года назад большинство голосов Александру Анкваб. Кстати, сделали они это вопреки откровенно грязной PR-кампании против него, которая лично меня тогда неприятно поразила... своей топорной "совковостью".