Законы вне закона

Южной Осетии и ее чиновникам стоило бы подумать о том, что на них смотрят со стороны

ПРАГА---Сегодня югоосетинское агентство "Рес" распространило следующую информацию: "Руководители силовых структур Южной Осетии в ходе сегодняшнего совещания доложили президенту Леониду Тибилову об оперативной ситуации в республике. В ходе совещания президент обратил внимание присутствующих на деятельность представителей некоторых СМИ, не аккредитованных для работы в Южной Осетии, которые, тем не менее, продолжают работать, тем самым нарушая действующие в республике законы". У нас есть опасения, что Тибилов имел в виду именно наших корреспондентов, которым в течение длительного времени отказывают в аккредитации.

Мне не очень удобно выходить в эфир с ликбезом, но иногда появляется ощущение, что на государственные должности в Южной Осетии люди попадают после курсов массовиков-затейников или закройщиков, цветоводов и т.д. Леонид Тибилов является гарантом конституционного строя Южной Осетии, гарантом выполнения тех норм, которые записаны в Конституции. Давайте откроем Конституцию и посмотрим, как согласовываются его сегодняшние заявления с конституционными законами.

Your browser doesn’t support HTML5

Законы вне закона


Читаем. Статья 2, пункт 2: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры республики Южная Осетия являются составной частью ее правовой системы". Южная Осетия, являясь непризнанным, полупризнанным, частично признанным государством, не могла ратифицировать Декларацию прав человека, но совершенно очевидно, что Декларация прав человека является на сегодняшний день основой всего цивилизованного мира в области защиты прав человека. Декларация прав человека утверждает, что у каждого есть право собирать, распространять и использовать информацию.

Далее смотрим главу 2, статью 31 в той же самой Конституции: "Гражданам республики Южная Осетия гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, соответствующие с действующим законодательством". Более подробного описания этих прав, к сожалению, в Конституции нет, но опять-таки вспомним о правах человека.

И теперь посмотрим закон "О средствах массовой информации", статья 1: "Поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством республики Южная Осетия о средствах массовой информации". Собственно, перечень этих ограничений совершенно понятен, поскольку югоосетинский закон о средствах массовой информации фактически скопирован с российского. Понятно, что речь идет о призывах к России по тем или иным поводам, о распространении дезинформации и т.д., и государство имеет право опротестовать действия журналистов исключительно через суд.

Теперь речь идет об аккредитации. Смотрим статью 46, которая так и называется "Аккредитация", того же закона о СМИ: "Аккредитация устанавливает за каждой редакцией право подать заявку на аккредитацию". Наши корреспонденты неоднократно пытались получить аккредитацию, однако по всяким абсурдным причинам местные чиновники им отказывали. Я бы хотел напомнить, что аккредитация не является разрешением на работу, это способ предоставить журналисту наиболее комфортные для него условия в работе с государственными организациями, не более того. Вообще, для обеспечения базового права на распространение и получение информации никакие разрешения не нужны. Даже если национальное законодательство в чем-то противоречит законодательству международному, то приоритет отдается последнему. Ну и, наконец, в той же статье "Аккредитация" также устанавливается порядок лишения аккредитации только по решению суда. Никакого решения суда. О чем говорит Тибилов, почему журналисты без аккредитации не могут работать? Какой закон предлагает такой порядок, мне не очень понятно.

Собственно говоря, таких странных и на самом деле смешных вещей в республике происходит немало, в частности, во второй части программы вы услышите, как генеральный прокурор, совершенно абсурдным образом утверждая, что он работает только с местными журналистами, отказал нашему корреспонденту Мурату Гукемухову в комментарии. Я бы хотел сказать, что, вообще, Южной Осетии и ее чиновникам стоило бы подумать о том, что на них смотрят со стороны, и что, действуя таким образом, они каждый раз, каждый новый день подвергают сомнению свой профессионализм, тем более что речь идет о людях, которые должны быть по роду свой деятельности очень хорошо знакомы с законом.