Учреждение в Москве новой осетинской диаспоры встречено было многими столичными осетинами с одобрением, но, с другой стороны, оно запутало этническое сообщество столицы. В городе уже много лет работает Московская осетинская община на улице Новослободской. Кроме того, осетины часто обращаются со своими вопросами и в постоянное представительство Северной Осетии при президенте России. Зачем столько этнических организаций создано в Москве?
Помимо трех крупных этнических организаций, в Москве действуют и малочисленные: Ассоциация осетин Государственного университета нефти и газа им. Губкина, московское представительство организации "Сомбон", Ассоциация аланских витязей, российская организация "Возрождение". Эти организации и Московская осетинская диаспора учредили союз, подписав декларацию о сотрудничестве.
"Союз, в отличие от Московской осетинской диаспоры, не будет единолично принимать какие-то решения, он будет добиваться консенсуса, – пояснил активист диаспоры Алан Уалгузон-Габарати. – Задача союза - координация деятельности осетинских общественных организаций Москвы и защита их общих интересов".
Но среди осетин, живущих вдали от родных мест, есть мнение, что им можно обойтись без общин и землячеств. И так земляки находят друг друга, помогая в решении жизненных проблем.
Главный редактор газеты "Мир Кавказу" Анатолий Сидаков после окончания школы в Осетии был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил на Дальнем Востоке, где и остался после увольнения в запас. Здесь решил поступать в вуз. Когда он сдавал вступительные экзамены в один из хабаровских институтов, то получил большую поддержку от земляка – Дзантемира Зангиева, которого в Хабаровске знали многие. Вспоминает Анатолий Сидаков:
"Зашел он со мной к ректору и сказал в шутку, что взорвет этот институт, если Сидаков не поступит. Он был очень уважаемым человеком, был почетным гражданином Хабаровска".
Ректор давно знал и ценил Дзантемира Зангиева. Сидаков стал профессиональным экономистом, долго работал в сфере внешней торговли СССР. Он говорит, что осетины за пределами малой родины, как правило, держатся друг за друга, когда в доме проблемы, встают рядом, помогают устраиваться на работу, учебу.
"На чужбине мы совместно решаем проблемы", – говорит он.
Уроженка Ленингорского района Южной Осетии, заместитель председателя Ассамблеи народов России по Вологодской области Валентина Хачирова активно участвует в общественной жизни города. Она считает, что городская община помогает уроженцам Вологды гораздо эффективнее, чем Московская осетинская община уроженцам Осетии. Хачирова считает, что подобные структуры эффективны только тогда, когда правильно налажена их работа.
"Я сама несколько раз обращалась в Московскую осетинскую общину, но там меня никто ни слушать, ни видеть не хотел. Активные и инициативные там не нужны. Но в Вологодском землячестве у нас очень хорошие взаимоотношения. У нас есть бизнес-клуб, бизнесмены лоббирует молодежь, готовят специалистов, и кадровой проблемы, как в Северной и Южной Осетии, нет. Они готовят новую смену. В Московской осетинской общине, насколько я знаю, в основном осетины празднуют наши национальные праздники. Нет чтобы пригласить представителей московской элиты, других национальных общин, поработать над национальной идеей, или как, например, Вологодская община наладить международные контакты. А Московская осетинская община этого не делает. Все сводится к тому, чтобы устраивать застолья…"
Поменяет ли эту ситуацию создание новой осетинской общественной структуры в Москве – покажет время. Так считают многие мои собеседники, выражая надежду на конкуренцию в этой сфере.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Помимо трех крупных этнических организаций, в Москве действуют и малочисленные: Ассоциация осетин Государственного университета нефти и газа им. Губкина, московское представительство организации "Сомбон", Ассоциация аланских витязей, российская организация "Возрождение". Эти организации и Московская осетинская диаспора учредили союз, подписав декларацию о сотрудничестве.
"Союз, в отличие от Московской осетинской диаспоры, не будет единолично принимать какие-то решения, он будет добиваться консенсуса, – пояснил активист диаспоры Алан Уалгузон-Габарати. – Задача союза - координация деятельности осетинских общественных организаций Москвы и защита их общих интересов".
Your browser doesn’t support HTML5
Но среди осетин, живущих вдали от родных мест, есть мнение, что им можно обойтись без общин и землячеств. И так земляки находят друг друга, помогая в решении жизненных проблем.
Главный редактор газеты "Мир Кавказу" Анатолий Сидаков после окончания школы в Осетии был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил на Дальнем Востоке, где и остался после увольнения в запас. Здесь решил поступать в вуз. Когда он сдавал вступительные экзамены в один из хабаровских институтов, то получил большую поддержку от земляка – Дзантемира Зангиева, которого в Хабаровске знали многие. Вспоминает Анатолий Сидаков:
"Зашел он со мной к ректору и сказал в шутку, что взорвет этот институт, если Сидаков не поступит. Он был очень уважаемым человеком, был почетным гражданином Хабаровска".
Ректор давно знал и ценил Дзантемира Зангиева. Сидаков стал профессиональным экономистом, долго работал в сфере внешней торговли СССР. Он говорит, что осетины за пределами малой родины, как правило, держатся друг за друга, когда в доме проблемы, встают рядом, помогают устраиваться на работу, учебу.
"На чужбине мы совместно решаем проблемы", – говорит он.
Уроженка Ленингорского района Южной Осетии, заместитель председателя Ассамблеи народов России по Вологодской области Валентина Хачирова активно участвует в общественной жизни города. Она считает, что городская община помогает уроженцам Вологды гораздо эффективнее, чем Московская осетинская община уроженцам Осетии. Хачирова считает, что подобные структуры эффективны только тогда, когда правильно налажена их работа.
"Я сама несколько раз обращалась в Московскую осетинскую общину, но там меня никто ни слушать, ни видеть не хотел. Активные и инициативные там не нужны. Но в Вологодском землячестве у нас очень хорошие взаимоотношения. У нас есть бизнес-клуб, бизнесмены лоббирует молодежь, готовят специалистов, и кадровой проблемы, как в Северной и Южной Осетии, нет. Они готовят новую смену. В Московской осетинской общине, насколько я знаю, в основном осетины празднуют наши национальные праздники. Нет чтобы пригласить представителей московской элиты, других национальных общин, поработать над национальной идеей, или как, например, Вологодская община наладить международные контакты. А Московская осетинская община этого не делает. Все сводится к тому, чтобы устраивать застолья…"
Поменяет ли эту ситуацию создание новой осетинской общественной структуры в Москве – покажет время. Так считают многие мои собеседники, выражая надежду на конкуренцию в этой сфере.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия