ПРАГА---Встреча президента самопровозглашенной Республики Абхазия Александра Анкваб с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом обсуждается не только в Тбилиси, но и в Сухуми. Обычно такие встречи сталкиваются с критикой в абхазском обществе, но не в этот раз. Об этом рассказал главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.
Дэмис Поландов: Инал, на прошлой неделе, а точнее 28 марта, состоялась встреча Александра Анкваб с митрополитом Волоколамским Илларионом, который возглавляет отдел внешних церковных связей Московского патриархата, митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом, который представляет Грузинскую Православную Церковь. На этой неделе эта тема вновь поднята в Абхазии, и на телевидении ее обсуждают. Естественно, эта тема широко обсуждается и в Тбилиси. Могли бы вы сказать, что вообще известно об этой встрече, как она была спланирована? Это ведь действительно первая за 20 лет встреча представителей Абхазии с представителями ГПЦ?
Инал Хашиг: Это первая официальная, наверное, встреча. Были и неофициальные встречи, и всегда, когда в обществе об этих встречах узнавали, это воспринималось негативно. И нынешнюю, наверное, тоже негативно восприняли бы, но когда стало известно, о чем шла речь на этой встрече, каких-либо негативных ноток в обществе по поводу сочинских консультаций абсолютно не было, и, наверное, это та единственная тема, которая в таком раздробленном абхазском обществе, где слишком антагонистические политические отношения внутри, может сплотить абхазскую власть и оппозицию.
Дело в том, что до недавнего времени власть как-то дистанцировалась от церковных дел, говоря о своем нейтралитете, по крайней мере нынешний президент подчеркивал, что он не вмешивается во внутрицерковный конфликт, где с одной стороны присутствует отец Дорофей и его сподвижники, которые выступают за независимость Абхазской Церкви, и которых, в свое время обвинив в раскольничестве, отстранила от службы РПЦ, а с другой – отец Виссарион и его сподвижники, которых, наоборот, поддерживает Русская Православная Церковь. Сейчас этот конфликт получил как бы однозначную оценку в контексте этих переговоров со стороны абхазской власти, т.е. абхазская власть недвусмысленно заявила о том, что она поддерживает те идеи, которые пропагандирует отец Дорофей, ныне архимандрит Константинопольской Церкви, о том, что Абхазская Церковь должна быть абсолютно независимой.
Дэмис Поландов: Инал, действительно, Александр Анкваб говорил об этой линии и о Священной митрополии Абхазии, но, с другой стороны, ведь встречу организовал представитель РПЦ, и в некотором роде можно говорить о том, что какие-то явные подвижки в отношениях между Московским патриархатом, Александром Анкваб и абхазскими властями тоже есть. Перед этим была встреча Александра Анкваб с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вам не кажется, что нельзя так однозначно говорить о том, что Анкваб повернулся в сторону Священной митрополии?
Инал Хашиг: Каждая из сторон, участвующих в сочинских встречах, преследовала свои цели. РПЦ, конечно, хочется, как-то удержать ситуацию, которая сейчас складывается вокруг церкви в Абхазии, и может быть найти какие-то пути ее разрешения. Грузинская Церковь тоже со своей стороны надеется как-то изменить тот статус-кво, который сложился за последние 20 лет, в результате которого она фактически не имеет никакого влияния на ту церковную жизнь, которая происходит в Абхазии. Если позиции РПЦ по церковному вопросу в Абхазии были как-то сформулированы, т.е. она признает Абхазию канонической территорией Грузии, позиция Грузинской Церкви тоже в этом плане недвусмысленна – понятно, что она также этого придерживается, то позиция властей Абхазии не была до этого конкретизирована, и сейчас эта встреча как бы конкретизировала ту повестку, которой придерживается абхазская власть.
Кстати говоря, через несколько дней после переговоров в Сочи президент Анкваб встречался с инициативной группой, которая уже пару месяцев собирает подписи в поддержку Абхазской Независимой Церкви. Это событие прошло в новостях того же Абхазского государственного телевидения, она была одной из первых, и это говорило о тех акцентах, которые проставляет официальный Сухум в лице президента Анкваб в таком вопросе, т.е. он недвусмысленно дает понять, что придерживается той линии, которую ведет архимандрит Дорофей.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Дэмис Поландов: Инал, на прошлой неделе, а точнее 28 марта, состоялась встреча Александра Анкваб с митрополитом Волоколамским Илларионом, который возглавляет отдел внешних церковных связей Московского патриархата, митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом, который представляет Грузинскую Православную Церковь. На этой неделе эта тема вновь поднята в Абхазии, и на телевидении ее обсуждают. Естественно, эта тема широко обсуждается и в Тбилиси. Могли бы вы сказать, что вообще известно об этой встрече, как она была спланирована? Это ведь действительно первая за 20 лет встреча представителей Абхазии с представителями ГПЦ?
Your browser doesn’t support HTML5
Инал Хашиг: Это первая официальная, наверное, встреча. Были и неофициальные встречи, и всегда, когда в обществе об этих встречах узнавали, это воспринималось негативно. И нынешнюю, наверное, тоже негативно восприняли бы, но когда стало известно, о чем шла речь на этой встрече, каких-либо негативных ноток в обществе по поводу сочинских консультаций абсолютно не было, и, наверное, это та единственная тема, которая в таком раздробленном абхазском обществе, где слишком антагонистические политические отношения внутри, может сплотить абхазскую власть и оппозицию.
Дело в том, что до недавнего времени власть как-то дистанцировалась от церковных дел, говоря о своем нейтралитете, по крайней мере нынешний президент подчеркивал, что он не вмешивается во внутрицерковный конфликт, где с одной стороны присутствует отец Дорофей и его сподвижники, которые выступают за независимость Абхазской Церкви, и которых, в свое время обвинив в раскольничестве, отстранила от службы РПЦ, а с другой – отец Виссарион и его сподвижники, которых, наоборот, поддерживает Русская Православная Церковь. Сейчас этот конфликт получил как бы однозначную оценку в контексте этих переговоров со стороны абхазской власти, т.е. абхазская власть недвусмысленно заявила о том, что она поддерживает те идеи, которые пропагандирует отец Дорофей, ныне архимандрит Константинопольской Церкви, о том, что Абхазская Церковь должна быть абсолютно независимой.
Дэмис Поландов: Инал, действительно, Александр Анкваб говорил об этой линии и о Священной митрополии Абхазии, но, с другой стороны, ведь встречу организовал представитель РПЦ, и в некотором роде можно говорить о том, что какие-то явные подвижки в отношениях между Московским патриархатом, Александром Анкваб и абхазскими властями тоже есть. Перед этим была встреча Александра Анкваб с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вам не кажется, что нельзя так однозначно говорить о том, что Анкваб повернулся в сторону Священной митрополии?
Инал Хашиг: Каждая из сторон, участвующих в сочинских встречах, преследовала свои цели. РПЦ, конечно, хочется, как-то удержать ситуацию, которая сейчас складывается вокруг церкви в Абхазии, и может быть найти какие-то пути ее разрешения. Грузинская Церковь тоже со своей стороны надеется как-то изменить тот статус-кво, который сложился за последние 20 лет, в результате которого она фактически не имеет никакого влияния на ту церковную жизнь, которая происходит в Абхазии. Если позиции РПЦ по церковному вопросу в Абхазии были как-то сформулированы, т.е. она признает Абхазию канонической территорией Грузии, позиция Грузинской Церкви тоже в этом плане недвусмысленна – понятно, что она также этого придерживается, то позиция властей Абхазии не была до этого конкретизирована, и сейчас эта встреча как бы конкретизировала ту повестку, которой придерживается абхазская власть.
Кстати говоря, через несколько дней после переговоров в Сочи президент Анкваб встречался с инициативной группой, которая уже пару месяцев собирает подписи в поддержку Абхазской Независимой Церкви. Это событие прошло в новостях того же Абхазского государственного телевидения, она была одной из первых, и это говорило о тех акцентах, которые проставляет официальный Сухум в лице президента Анкваб в таком вопросе, т.е. он недвусмысленно дает понять, что придерживается той линии, которую ведет архимандрит Дорофей.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия