Спецоперация, вокруг которой не утихают споры

Омбудсмен уже обратился к парламенту с просьбой создать временную следственную комиссию, которая изучила бы обстоятельства произошедшего в Лапанкури

О деталях "лапанкурской операции" сегодня высказался экс-министр обороны Дмитрий Шашкин. Он, как и другие представители прошлой власти, подверг критике доклад Народного защитника в той части, которая касалась событий августа 2012-го в ущелье. Шашкин считает, что все выводы омбудсмена "основаны на сказках". Напомню, согласно докладу, участвовавшая в столкновениях вооруженная группировка была сформирована, оснащена и обучена бывшим руководством МВД Грузии. По официальной же версии эти люди перешли в Грузию из России.

Благодаря докладу омбудсмена внимание грузинского общества с конца прошлой недели приковано к спецоперации, которая была проведена в конце августа прошлого года на дагестанском участке границы. Бывший министр обороны Дмитрий Шашкин сегодня вспоминал, что оказался в эпицентре событий, хотя "главную партию" тогда исполняло МВД. Шашкин же попал в ущелье, где произошло столкновение, через 32 часа после начала операции, как раз в момент, когда вывозили погибших:

"Я своими глазами видел документы и оружие убитых с чеченской стороны. Видел документы, подтверждающие факт пересечения границы. Там были паспорта граждан разных стран. Я говорил с офицерами сил спецназначения, которые занимались эвакуацией. Они сказали, что даже в 2008 году у них не было столкновений с таким сильным противником".

Your browser doesn’t support HTML5

Спецоперация, вокруг которой не утихают споры


Других деталей, сказал Шашкин, он разглашать не может, так как многое в этом деле засекречено. Экс-министр отметил, что незадолго до операции получил информацию о мобилизации батальонов с российской стороны. Тогда же над линией границы стали барражировать российские вертолеты.

Делать какие-либо комментарии до завершения расследования воздерживается действующий министр обороны. Хотя, как заявил 2 апреля Ираклий Аласания:

"Одной из главных причин провала операции было то, что сотрудничество соответствующих подразделений министерств обороны и внутренних дел не было должным образом скоординировано".

Напомню, согласно докладу Народного защитника, высокопоставленные чиновники МВД с февраля 2012 года пообещали предоставить ветеранам чеченской войны, чеченским беженцам, проживающим в различных странах Европы, так называемый коридор для перехода в Чечню. В результате в Грузию из Европы прибыло около 120 чеченцев. Прибывавших встречали в аэропорту и отвозили в специально подготовленные для них места проживания. Они проходили спецподготовку на военных базах Грузии, затем им выдавали местные документы.

Время шло, а обещанного коридора так и не было. Это начало раздражать чеченцев и они потребовали, чтобы власти выполнили свое обещание. Последовал отказ.

Среди высокопоставленных чиновников, которых омбудсмен Уча Нануашвили обвиняет в подготовке чеченцев, фигурирует и бывший замминистра внутренних дел Гия Лорткипанидзе. Он уже заявил об абсурдности обвинений в свой адрес, указав при этом, что был вместе с коллегами допрошен по этому делу, и никаких претензий следствие к нему не имело. Экс-замминистра категорически отрицает, что власти приглашали чеченцев.

Оппозиция вообще отреагировала на доклад омбудсмена крайне нервно, генсек партии Вано Мерабишвили заявил, что Народный защитник просто повторил претензии председателя Совбеза России Николая Патрушева к Грузии:

"Хочу напомнить, что подобные заявления неоднократно делал Патрушев. А сегодня официальное грузинское ведомство повторяет эти заявления".

На эту тему высказывались и эксперты. Политолог Мамука Арешидзе не устает напоминать, что он неоднократно предупреждал о том, что в Ахметском районе происходит мобилизация выходцев с Северного Кавказа. Однако ответ на вопрос, для чего их собирали в Панкиси, до сих пор неизвестен и ему.

Доклад омбудсмена депутаты парламента от "Грузинской мечты" комментировали весьма осторожно в ожидании результатов расследования. Уча Нануашвили, в свою очередь, уже обратился к законодательному органу с просьбой создать временную следственную комиссию, которая изучила бы обстоятельства произошедшего в Лапанкури.