Убежище для обнаженных

На репетиции спектакля Александра Каргальцева по пьесе Валерия Печейкина "Net", Нью-Йорк, 2013

В 90-е годы, живя в Вашингтоне, я помогал людям из России, пытавшимся получить в Штатах убежище по линии политического, религиозного или национального преследования. Помню, с какими трудностями это было связано. Как часто заявители получали отказы. Чиновники иммиграционной службы настаивали, что ходатай обязан не просто предъявить документированные факты дискриминации – дискриминация как таковая не являлась основанием для предоставления убежища. Он должен был доказать, что подвергался систематическому преследованию. Иными словами, что жизнь его в России была не просто материально не столь удобной, как могла бы быть в отсутствие дискриминации, а то, что он не мог вообще далее находиться в России ввиду преследования за принадлежность к гонимому религиозному или национальному меньшинству или за исповедание определенных политических взглядов. Сама его жизнь должна была быть в опасности, или он должен был быть практически лишен средств к существованию.

Обложка фотоальбома Александра Каргальцева "Убежище"



Геев – просителей политубежища в 90-е в Вашингтоне не было. Насколько же должна была возобладать воспетая режимом тема стабилизации страны и изжит лихой либерализм того десятилетия, что российские геи, просящие ныне убежища в США, как рассказал нам в интервью Саша Каргальцев, получают его чуть ли не автоматом. Даже для Госдепартамента, неизменно корректного и не желающего портить из-за "всяких пустяков" отношения с Кремлем, практика систематического преследования геев в России стала на сегодня несомненной. Предоставление США пристанища гражданам другой страны – это всегда укор для ее властей. И чем больше российских геев обретают в Америке пристанище, тем сильнее этот укор.

Александр Каргальцев фотографирует российских геев, получивших убежище в США



Изменение иммиграционной практики потребовало от Госдепартамента кардинальной перестройки сознания. Понимания того, что глобализация, подвигнувшая одни страны равняться на передовой опыт Запада в плане толерантного отношения к меньшинствам, одновременно породила в других странах всплеск нетерпимости и фобий по отношению к тем же меньшинствам. "Права человека – это права ЛГБТ, и наоборот", как сказала несколько лет назад бывший госсекретарь Хиллари Клинтон.

Первый фотопроект Asylum ("Убежище") Каргальцева в Америке был как раз посвящен переехавшим за океан геям из России и Украины. Словами автора, "нагота молодых людей, представленных в альбоме, отсылает, с одной стороны, к их мужественности, с другой — к их уязвимости; глаза их все еще полны страха, но они уже горды, что совершили самый главный шаг в их жизни — переезд в Америку".

На репетиции спектакля Александра Каргальцева по пьесе Валерия Печейкина "Net", Нью-Йорк, 2013



Разговор с Каргальцевым у нас состоялся в театре Dixon Place в историческом Lower East Side в Манхэттене на репетиции спектакля, который он ставит по пьесе Net Валерия Печейкина, соединяющей в одно смысловое действие письма случайных людей, адресованные Бараку Обаме и Джастину Биберу.

Думаю, сильную пьесу можно было сочинить также на основе гипотетических писем, отправленных означенным адресатам российскими сиротами, которым было отказано "антимагнитским законом" в переезде в США. И если когда-нибудь Госдепартамент предоставит им убежище как лицам, незаконно лишенным права на эмиграцию, Александр Каргальцев сделает про них фотоальбом.

Your browser doesn’t support HTML5

"Я люблю смешивать фактуры..."