"Красные линии" Иванишвили

Грузинскому премьеру в ПАСЕ пришлось отвечать на малоприятные вопросы о его проблемах с грузинской оппозицией, отношениях с Россией и конфликтными регионами

Сегодня Бидзина Иванишвили выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы. Он призвал западных политиков помочь ему в осуществлении реформ в Грузии. Грузинскому премьер-министру пришлось отвечать на малоприятные вопросы о его проблемах с грузинской оппозицией, отношениях с Россией и конфликтными регионами.

Иванишвили пришлось отбиваться от ударов сразу с двух направлений. Кто-то из европейских парламентариев обвинил его в попытке продать Грузию России. Другие же упрекали в неготовности признать Абхазию с Южной Осетией.

Грузинский премьер отвечал спокойно и размеренно. Лишь иногда, когда ему в очередной раз ставили в вину притеснение оппозиции, он чуть повышал голос, отчитывая европейцев за некритическую веру в утверждения "националов".

При этом Иванишвили как-то не утруждал себя доказательствами, по сути, предлагая парламентариям поверить ему на слово, что эпоха избирательного правосудия завершилась и аресты бывших чиновников лишены политической мотивации.

Your browser doesn’t support HTML5

"Красные линии" Иванишвили


"Это разные вещи. Не путайте политику с процессом восстановления справедливости", – целый час призывал Бидзина Иванишвили с трибуны.

Но зал был явно не на его стороне. Вопросы, за редким исключением, касались наиболее "тонких" мест в политике нового правительства. Более всего аудиторию интересовало намерение Иванишвили наладить грузино-российские отношения.

"Вам не нравится ваш президент Саакашвили. Но мне кажется, вам очень даже нравится президент России господин Путин", – постарался уязвить грузинского премьера польский депутат Ярослав Горьчинский.

Иванишвили в ответ улыбнулся: "Политика не должна основываться на персональной любви. Глава страны в первую очередь должен любить собственную страну. (...) Если бы не грубые ошибки Саакашвили, России было бы намного труднее осуществить такую масштабную агрессию".

Отношения с Москвой, по словам Иванишвили, – это размеренная политика без ругани и критики российского руководства.

"Легко попасть в тупик, трудно из него выйти", – сказал Иванишвили.

Он демонстративно отказался давать оценку действиям руководителей России и Украины в делах Магнитского и Тимошенко.

"Я предпочитаю говорить о собственной стране, – сказал Иванишвили. – У нас, если позволите, пока нет права критиковать другие государства, так как совсем недавно в моей собственной стране права человека тотально нарушались".

Но его доброжелательный настрой в отношении Москвы не вызвал особого энтузиазма у российских представителей в ПАСЕ. Они продолжали гнуть прежнюю линию.

"Как намерение сблизиться с Россией можно совместить с категоричным заявлением грузинских властей о том, что "мы не смиримся с потерей территорий"?! – удивлялся российский депутат Тамерлан Агузаров. – Ведь Россия признала независимость этих государств, и мы считаем, что обратного шага в этом направлении не будет".

Иванишвили был явно готов к такому вопросу. Новое правительство, сказал он, не ищет скорых решений. За 20 лет все стороны совершили немало ошибок.

"Остались раны, и на то, чтобы их залечить, понадобится время. Сегодня для нас главное – не повторить прошлые ошибки. Чтобы мы даже не допускали мысли о том, что наладить отношения нам удастся силой", – пояснил глава грузинского правительства.

Но нормализация отношений – это двусторонний процесс, считает Иванишвили. Переходить "красные линии", то бишь признавать независимость мятежных территорий, его правительство не намерено. Но оно готово пойти на такие шаги, которые бы облегчили жизнь людей в конфликтных регионах.

Глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков напомнил Иванишвили, что буквально на днях было принято решение допустить двоих депутатов парламента Косово принять участие в заседаниях ассамблеи без права голоса.

"Признаете ли вы право народов Абхазии и Южной Осетии, независимо от статуса этих территорий, быть услышанными на этом форуме?" – спросил Пушков.

Иванишвили дал однозначно отрицательный ответ. Представителям Абхазии и Южной Осетии, если они хотят выступать в ПАСЕ, следует войти в состав грузинской делегации. Аналогия с Косово в данном случае не работает, сказал премьер:

"Косово не то, чтобы ограничивало, оно само приглашало международных наблюдателей. Было полностью открыто для международного сотрудничества, что в нашем случае, к сожалению, не происходит. У нас нет возможности вести даже элементарный мониторинг ситуации в Абхазии и Южной Осетии, проводить там гуманитарные акции. Так как они закрыты, я не вижу такой перспективы".

В самой Грузии дебаты в ПАСЕ вызвали массу споров. За происходящим в Страсбурге наблюдала почти вся страна. Это было первое публичное выступление нового премьера перед западной публикой, и его в прямом эфире транслировали все грузинские центральные телеканалы. Сам Иванишвили позже сказал журналистам, что более чем доволен своим дебютом в Европе.