Народ Грузии за легитимную оппозицию

В Надзаладевском избирательном округе Тбилиси, где "Национальное движение" вышло только на третье место, несколько альтернативных кандидатов получили достаточно много голосов

ПРАГА---В субботу в трех избирательных округах Грузии прошли промежуточные парламентские выборы. По результатам на 28 апреля в Надзаладевском районе Тбилиси лидирует кандидат от "Грузинской мечты" – 39,5%, представитель "Нацдвижения" на третьем месте, у него 15%. В Багдадском избирательном округе тоже победил представитель "Грузинской мечты" – 61%, за ним следует кандидат от "Нацдвижения" – почти 22%. И, наконец, в Самтредском избирательном округе кандидат от "Грузинской мечты" лидирует с большим отрывом – 81%, за кандидата от "Национального движения" проголосовали 18% пришедших на выборы избирателей. У нас на прямой связи из Тбилиси политолог Марина Мусхелишвили.

Кети Бочоришвили: Ожидаемы ли были такие результаты кандидатов от "Нацдвижения"? Многие наблюдатели считали, что на фоне практически тотального краха идей "Нацдвижения" его представители не наберут даже 10% в каждом округе. Кто, по-вашему, все еще надеется на возрождение этой силы и верит в нее?

Your browser doesn’t support HTML5

Народ Грузии за легитимную оппозицию


Марина Мусхелишвили: Прогнозы и окончательные результаты выборов не нужно путать друг с другом. Обратите внимание, что проценты, которые вы называете, – это проценты от тех, кто пришел на выборы. Это даже далеко не половина избирателей, – те, кто участвовал в промежуточных выборах, где явка всегда бывает ниже. Так что предварительные опросы, которые показывали процент поддержки "Национального движения", ниже тех цифр, которые показаны на выборах. Что касается того, что они все-таки имеют какой-то определенный процент поддержки, – совершенно естественно.

"Национальное движение" в течение долгих лет было правящей партией, накопило серьезный административный и человеческий ресурс, и эти связи и наследие не могут исчезнуть в одночасье. Особенно в регионах люди, безусловно, обращают внимание на личности, на тех, кто работает в местных самоуправлениях, кто в течение ряда лет был начальством, – это имеет свое значение. Но этот ресурс будет ослабевать с течением времени, и, конечно, те проценты, которые набрало "Национальное движение", нельзя считать серьезными. Это пока временный процент.

Кети Бочоришвили: А почему, вы думаете, они будут ослабевать? Какие факторы сыграют роль?

Марина Мусхелишвили: Не будучи у власти и не располагая доступом к бюджету и другим ресурсам, "Национальное движение" вряд ли сможет предложить что-нибудь взамен своим избирателям. Что касается тбилисского Надзаладевского округа, где "Национальное движение" вышло только на третье место, несколько не совсем оппозиционных, но альтернативных кандидатов получили достаточно много голосов...

Кети Бочоришвили: И все же, неужели ни одну из линий "националов", кроме внешнеполитической, не стоило бы подхватить и продолжить новым властям, грубо говоря, ничему у них поучиться нельзя было бы?

Марина Мусхелишвили: Дело не в том, какую линию они будут проводить, а в том, насколько они сами по себе легитимны как политическая партия и как политические лидеры. Возможно, те идеи, которые проповедовало "Национальное движение", будут популярны в населении, но, тем не менее, эти избиратели будут искать других лидеров и партии, которые смогли бы легитимно представить их голоса. Я специально подчеркнула, что в тбилисском округе было действительно многообразие кандидатов и платформ, потому что люди не хотят видеть однопартийный парламент, они хотят видеть в парламенте легитимную оппозицию. Не ту оппозицию, которая есть сейчас и которую они всерьез не воспринимают, а многообразие политических позиций и политическую борьбу между новыми политическими лидерами.

Кети Бочоришвили: То есть сознание людей выросло настолько, чтобы понимать, что нужна сильная оппозиция…