Вновь отложили в долгий ящик

Заявление югосетинского лидера о необходимости использовать внутриэкономические резервы актуально, но в сложившихся условиях трудновыполнимо

Как заявил Леонид Тибилов в своем послании к народу и парламенту республики, в "ближайшем будущем стратегическим приоритетом в области экономического развития Южной Осетии станет создание производств на местной сырьевой базе с привлечением местных трудовых ресурсов".

"Именно на решение этих задач должна быть ориентирована оказываемая Россией помощь", – отметил Тибилов, подчеркнув, что российская финансовая помощь не может продолжаться вечно.

"Осетина ведь никогда не украшало иждивенчество. Мы почему-то отодвинули на второй план развитие собственной производственной базы. Понятно, что к восстановлению более или менее крупных предприятий мы пока не готовы, но для восстановления и создания мелких предприятий больших капиталовложений не требовалось".

Заявление о необходимости использовать внутриэкономические резервы актуально, но в сложившихся условиях трудновыполнимо, заметила кандидат экономических наук, сотрудник Института социально-политических исследований РАН Маргарита Кулова:

Your browser doesn’t support HTML5

Вновь отложили в долгий ящик


"Теоретически это возможно. Вопрос в том, какие будут механизмы для этого использованы? Предыдущие руководители тоже ставили такие задачи, хотя бы артикулировали такие цели. Нужен системный подход. Что мешает реализовать? Нет трудовых квалифицированных кадров, и отсутствуют деньги на развитие экономики".

Руководитель осетино-китайского торгово-экономического центра экономист Владимир Санакоев пафос президента считает ни на чем не основанным:

"Основная причина стагнации – отсутствие профессиональных кадров. Нет готовности населения к работе. Нет законодательной базы. Имевшиеся производства зачахли. За год, кроме популистских заявлений, ни одного слова не было сказано, как восстановить промышленность в Южной Осетии".

Заведующий кафедрой менеджмента экономического факультета Северо-Осетинского госуниверситета Нодар Каберты сомневается, что в обозримой перспективе Южная Осетия сумеет наладить самообеспечение хотя бы в мизерных объемах:

"Природные ресурсы можно использовать. Это и аграрный сектор, и рекреационная система, овцеводство, скотоводство. Но в ближайшие годы Южная Осетия самостоятельно не сможет себя обеспечивать промышленными и продовольственными товарами. Это не более чем фантазия".

"О каком развитии малого бизнеса может идти речь?!" – удивленно спросил меня знакомый бизнесмен. О создании делового климата из-за произвола властей говорить не приходится. Например, история о преследовании ленингорского предпринимателя Джабы Беридзе стала притчей во языцех. Владелец деревообрабатывающего цеха, рассчитанного на 100 рабочих мест, из-за угрозы жизни и здоровья вынужден был бежать из Южной Осетии, поскольку местные чиновники отбирают у него и жилой дом, и производство.

По мнению моих собеседников, никаких оснований мечтать о частном бизнесе, способном поднять экономику, у руководства республики нет. Получить прибыль в Южной Осетии могут только те, кто по тем или иным причинам имеет хорошие связи с чиновниками и может получить от них строительные подряды. Эксперты также обращают внимание, что Тибиловым не было сказано ни слова об институциональных реформах. А значит, проблемы, связанные с приватизацией и частной собственностью на землю, снова отложены в долгий ящик.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия