7 мая в Стокгольме открывается музей группы АВВА. Квартет Бенни Андерссона, Бьорна Ульвеуса, Анни-Фрид Люнгстад и Агнеты Фельтскуг занимал первые места в мировых чартах с середины 1970-х до начала 1980-х, а их альбомы-сборники возглавляли мировые хит-парады десятилетия спустя после распада группы.
Новогодний салют, шампанское и АВВА - именно таким набором большинство жителей Швеции отметили наступление нового 2013-го года. По статистике шведского радио, знаменитый хит 80-х, песня «Happy New Year», прозвучала наибольшее число раз в 5-минутный промежуток «до» и «после» полуночи, опередив новомодные Gangnam Style и Don´t You Worry Child в исполнении местной Swedish House Mafia.
Сегодня вряд ли кого поразит, что и спустя 30 лет после распада шведская мега-группа остаётся одной из самых востребованных. Гораздо удивительней вспомнить, что в то время, как весь мир носил AВВА на руках, на родине музыкантов, в Швеции все еще считалось политически некорректным сознаваться в любви к группе и ее музыке. Даже на пике своей карьеры, способствовавшей росту международного престижа страны, музыканты не пользовались большим признанием со стороны шведского общества. Официальный биограф группы Карл Магнус Палм говорит, что несмотря на то, что АВВА была безумно популярна в Швеции всё время, их пластинки раскупались сотнями тысяч, культурный климат диктовал, что любить АББУ – это дурной тон.
«Считалось, что это коммерческая, неглубокая музыка. Она не говорит ни о чём важном, и одеваются они в какие-то блестящие одежды, и постоянно улыбаются, как идиоты. Влиятельные люди из мира культуры так и говорили – «АВВА» дерьмо, да и мне когда-то так казалось!»
Время всё расставило на свои места – поп-группа, мировой успех которой сопоставим по масштабам лишь с успехом Элвиса Пресли и Beatles, давно уже возведена шведами в ранг национального достояния. Перечислять всё нет смысла - достаточно сказать, что хиты АВВЫ включены в школьную программу, а стокгольмские путеводители издаются с маршрутом по местам легендарной группы.
Логичным продолжением канонизации всенародных любимцев стал и музей в их честь - вот только стартовал проект неудачно. Ещё в 2007 году под экспозицию собирались отдать здание Королевской таможни на Сёдермальме, однако в итоге там разместился Дом фотографии, а собранная к открытию музея ABBA коллекция отправилась в мировое турне, гастролировавшее в Лондоне, Праге, Сиднее, Мельбурне и Будапеште. Со второй попытки дело пошло веселей: на популярном у туристов острове Юргорден в центре Стокгольма ударными темпами было отстроено здание нового музея. Изначально планировалось, что ABBA получит отдельное выставочное пространство, однако в итоге устроители решили вписать экспозицию в более широкий контекст. Музейный комплекс Swedish Music Hall of Fame включает три постоянные экспозиции - Музей ABBA, Зал славы и Зал истории шведской поп-музыки, а также ряд временных выставок.
В своё время АВВА сделала себе имя не только талантливой музыкой, но и умением делать на ней деньги. Вот и сейчас организаторы музея уверены в хороших коммерческих перспективах нового предприятия, считает инициатор создания музея и его исполнительный директор Маттиас Ханссон:
«Чтобы музей окупал себя, нужно, чтобы в год его посещали 217 тысяч человек. Но мы полагаем, что их может быть вдвое больше, поскольку музей расположен в «золотом треугольнике» - по соседству находятся знаменитый музей корабля Vasa, этнографический комплекс Скансен и парк аттракционов Грёна Лунд. Всего же Юргорден посещает столько же народу, сколько парижский «Диснейленд», 15 миллионов в год, и мы знаем, что к АBBA очень велик интерес за границей».
Традиционных музыкальных реликвий, какими увешаны стены Hard Rock Café многих мировых столиц, в стокгольмском музее почти не будет. Посещение начнётся с демонстрации фильма Юнаса Окерлунда в кинозале с панорамным экраном на 360 градусов – а далее посетители музея смогут взобраться на сцену и спеть в компании с голограммами Агнетты, Бьорна, Бенни и Анни-Фрид, посидеть в вертолёте с обложки альбома Arrival, записать клип в звукозаписывающей студии ABBA или примерить сценические костюмы «аббовцев». Сами же члены поп-группы поделятся с посетителями своими воспоминаниями с помощью аудиогида, рассказывает говорит бывший член группы АВВА и один из основателей музея Бьорн Ульвеус:
«В музее должно быть интересно, поэтому мы не только представили свои фотографии, костюмы и другие вещи, но и создали множество интерактивных моментов. Например, там есть пианино, которое синхронизировано с инструментом Бенни Андерссона, — когда он будет играть у себя в студии, посетители смогут это услышать. А еще в музее стоит телефон, номер которого знают только четыре участника ABBA, так что если он зазвонит, берите трубку, это мы!»
Один из неизменных вопросов, которым «аббовцев» донимают фанаты и журналисты – вопрос об их воссоединении. На что следовал неизменный ответ - никаких шансов. Пожалуй, истинные чувства музыкантов выразила в одном из интервью Агнетта Фельдскуг:
«Это невозможно! Нас мало что связывает, и мы очень редко видимся. Я совершенно не скучаю по AВВА, и меня вполне устраивает моя нынешняя жизнь».
То, что деньги никогда не станут для музыкантов стимулом выйти на сцену, подтвердилось весной 2000 года, когда стало известно, что знаменитая четвёрка отказалась от предложения ценой в один миллиард долларов за большой объединительный тур. Их нежелание, впрочем, можно объяснить понятной причиной. Как однажды заметил Бьерн: «Поп-музыка — для молодых, а мы уже далеко не молоды». Это чистая правда: все члены группы давно разменяли седьмой десяток.
Казалось бы, всё как в одной из их песен - When All Is Said and Done: аббовцы добились всего, чего могли и сказали всё, что хотели. Однако буквально на днях мировую прессу облетела весть - букмекеры начали принимать ставки на воссоединение АВВА. Переполох вызвало заявление главной противницы совместных выступлений, Агнетты, признавшейся в интервью немецкому журналу Zeit, что она не против выступить снова в старом составе. Подогревают ожидание эпохальной встречи и открытие музея АВВА, а также стартующий 14 мая в шведском Мальмё конкурс Евровидения, для которого Бьорн и Бенни вместе с известным диджеем Avicii написали гимн «We Write History». В любом случае, шведского чуда мир ждёт всерьёз: по данным ирландской букмекерской конторы Paddy Power, ставки на то, что ABBA выступит в старом составе в этом году, равняются 14 к 1, а на то, что группа будет открывать конкурс «Евровидения» — 16 к 1.
Новогодний салют, шампанское и АВВА - именно таким набором большинство жителей Швеции отметили наступление нового 2013-го года. По статистике шведского радио, знаменитый хит 80-х, песня «Happy New Year», прозвучала наибольшее число раз в 5-минутный промежуток «до» и «после» полуночи, опередив новомодные Gangnam Style и Don´t You Worry Child в исполнении местной Swedish House Mafia.
Сегодня вряд ли кого поразит, что и спустя 30 лет после распада шведская мега-группа остаётся одной из самых востребованных. Гораздо удивительней вспомнить, что в то время, как весь мир носил AВВА на руках, на родине музыкантов, в Швеции все еще считалось политически некорректным сознаваться в любви к группе и ее музыке. Даже на пике своей карьеры, способствовавшей росту международного престижа страны, музыканты не пользовались большим признанием со стороны шведского общества. Официальный биограф группы Карл Магнус Палм говорит, что несмотря на то, что АВВА была безумно популярна в Швеции всё время, их пластинки раскупались сотнями тысяч, культурный климат диктовал, что любить АББУ – это дурной тон.
«Считалось, что это коммерческая, неглубокая музыка. Она не говорит ни о чём важном, и одеваются они в какие-то блестящие одежды, и постоянно улыбаются, как идиоты. Влиятельные люди из мира культуры так и говорили – «АВВА» дерьмо, да и мне когда-то так казалось!»
Время всё расставило на свои места – поп-группа, мировой успех которой сопоставим по масштабам лишь с успехом Элвиса Пресли и Beatles, давно уже возведена шведами в ранг национального достояния. Перечислять всё нет смысла - достаточно сказать, что хиты АВВЫ включены в школьную программу, а стокгольмские путеводители издаются с маршрутом по местам легендарной группы.
В своё время АВВА сделала себе имя не только талантливой музыкой, но и умением делать на ней деньги. Вот и сейчас организаторы музея уверены в хороших коммерческих перспективах нового предприятия, считает инициатор создания музея и его исполнительный директор Маттиас Ханссон:
«Чтобы музей окупал себя, нужно, чтобы в год его посещали 217 тысяч человек. Но мы полагаем, что их может быть вдвое больше, поскольку музей расположен в «золотом треугольнике» - по соседству находятся знаменитый музей корабля Vasa, этнографический комплекс Скансен и парк аттракционов Грёна Лунд. Всего же Юргорден посещает столько же народу, сколько парижский «Диснейленд», 15 миллионов в год, и мы знаем, что к АBBA очень велик интерес за границей».
Традиционных музыкальных реликвий, какими увешаны стены Hard Rock Café многих мировых столиц, в стокгольмском музее почти не будет. Посещение начнётся с демонстрации фильма Юнаса Окерлунда в кинозале с панорамным экраном на 360 градусов – а далее посетители музея смогут взобраться на сцену и спеть в компании с голограммами Агнетты, Бьорна, Бенни и Анни-Фрид, посидеть в вертолёте с обложки альбома Arrival, записать клип в звукозаписывающей студии ABBA или примерить сценические костюмы «аббовцев». Сами же члены поп-группы поделятся с посетителями своими воспоминаниями с помощью аудиогида, рассказывает говорит бывший член группы АВВА и один из основателей музея Бьорн Ульвеус:
«В музее должно быть интересно, поэтому мы не только представили свои фотографии, костюмы и другие вещи, но и создали множество интерактивных моментов. Например, там есть пианино, которое синхронизировано с инструментом Бенни Андерссона, — когда он будет играть у себя в студии, посетители смогут это услышать. А еще в музее стоит телефон, номер которого знают только четыре участника ABBA, так что если он зазвонит, берите трубку, это мы!»
Один из неизменных вопросов, которым «аббовцев» донимают фанаты и журналисты – вопрос об их воссоединении. На что следовал неизменный ответ - никаких шансов. Пожалуй, истинные чувства музыкантов выразила в одном из интервью Агнетта Фельдскуг:
«Это невозможно! Нас мало что связывает, и мы очень редко видимся. Я совершенно не скучаю по AВВА, и меня вполне устраивает моя нынешняя жизнь».
То, что деньги никогда не станут для музыкантов стимулом выйти на сцену, подтвердилось весной 2000 года, когда стало известно, что знаменитая четвёрка отказалась от предложения ценой в один миллиард долларов за большой объединительный тур. Их нежелание, впрочем, можно объяснить понятной причиной. Как однажды заметил Бьерн: «Поп-музыка — для молодых, а мы уже далеко не молоды». Это чистая правда: все члены группы давно разменяли седьмой десяток.
Казалось бы, всё как в одной из их песен - When All Is Said and Done: аббовцы добились всего, чего могли и сказали всё, что хотели. Однако буквально на днях мировую прессу облетела весть - букмекеры начали принимать ставки на воссоединение АВВА. Переполох вызвало заявление главной противницы совместных выступлений, Агнетты, признавшейся в интервью немецкому журналу Zeit, что она не против выступить снова в старом составе. Подогревают ожидание эпохальной встречи и открытие музея АВВА, а также стартующий 14 мая в шведском Мальмё конкурс Евровидения, для которого Бьорн и Бенни вместе с известным диджеем Avicii написали гимн «We Write History». В любом случае, шведского чуда мир ждёт всерьёз: по данным ирландской букмекерской конторы Paddy Power, ставки на то, что ABBA выступит в старом составе в этом году, равняются 14 к 1, а на то, что группа будет открывать конкурс «Евровидения» — 16 к 1.