Участие Грузии в Олимпиаде-2014 – "за" и "против"

По мнению Давида Клибадзе, в крупных соревнованиях выступают не враги, а соперники. Первым условием Ликурга и царя Ифита было прекращение всех войн, и этим пользовались цивилизованные люди в VIII веке до н.э.

ПРАГА---Национальный олимпийский комитет Грузии на прошлой неделе принял решение об участии грузинских спортсменов в сочинской Олимпиаде, но до сих пор эта новость обсуждается не только в Грузии. Гости сегодняшней рубрики "Некруглый стол" - депутат парламента Грузии от "Национального движения" Шота Малашхия и спортивный обозреватель Давид Клибадзе.

Олег Кусов: Тема очень важная, и я предлагаю вам обсудить эту новость прошлой недели, все еще актуальную и активно обсуждаемую. Шота, высказано много аргументов в пользу участия грузинских спортсменов в сочинской Олимпиаде. Насколько я знаю, вы по-прежнему категорически против. Неужели среди аргументов нет тех, которые бы вас убедили в том, что это нужно?

Шота Малашхия: Я думаю, что участвовать в Олимпийских играх – просто безнравственно не только со стороны Грузии, рядом с которой произошла этночистка и 300 тысяч человек были выгнаны из своих домов. С этих территорий вывозятся инертные материалы для строек Олимпийских игр. Кроме того, на этой территории 150 лет назад произошел геноцид черкесского народа, и связывать спорт с политикой в этом деле как раз и нужно. То же самое было, когда проводилась московская Олимпиада в 1980 году: Советский Союз вторгся в Афганистан, и мировое сообщество ответило однозначно в этом случае.

Your browser doesn’t support HTML5

Участие Грузии в Олимпиаде-2014 – "за" и "против"


Олег Кусов: Ситуация тогда в общем-то не изменилась, только Горбачев ее смог изменить, а не бойкот Олимпиады некоторых буржуазных стран.

Шота Малашхия: Тогда 63 страны не участвовали в Олимпиаде. Такое было и в 1936-м году, когда все страны участвовали в фашистской Олимпиаде. После этого они сами говорили о том, что не нужно было участвовать.

Олег Кусов: Пока, слава богу, мы не будем сравнивать фашистскую Германию с нынешней Россией, все-таки там другой режим – жесткий, но не такой.

Шота Малашхия: Да, это так, но в обоих случаях были этночистка, геноцид и преступления против человечества.

Олег Кусов: То есть вы считаете, что для Грузии политические аргументы все равно перевешивают спортивные?

Шота Малашхия: Когда говорится о преступлениях против человечества, – это уже и политика, и спорт, и нравственность, – все вместе. На этом держится все мировое сообщество.

Олег Кусов: Давид, вы сказали мне в беседе в этой же студии, что не хотели бы придавать политического значения спорту. В этой ситуации не повлияют ли эти дебаты на грузинских спортсменов, которые могут поехать в Сочи, не повлияет ли это на их спортивное состояние, не появится ли у них страх: а если проиграем, нас обвинят, назовут врагами? Как вы считаете, этот политический ажиотаж бьет по спорту?

Давид Клибадзе: Олег, не обижайтесь, пожалуйста, я вам скажу одну вещь: как это - врагами?..

Олег Кусов: Это я к примеру говорю. Я далек от мысли, что их врагами назовут.

Давид Клибадзе: Я все понял. Когда проводятся большие соревнования, там выступают не враги, а соперники. Соперники по спорту. Тот господин, который говорил до меня, наверное, не очень хорошо знает историю спорта. В 776 году до н.э. первым условием Ликурга и царя Ифита было прекратить все войны, забыть все плохое, и этим пользовались цивилизованные люди в VIII веке до н.э. Сейчас сравнивать с Германией?.. Я никогда нигде не читал о том, что спортсмены сожалели о том, что они поехали на Олимпиаду в 1936 году, потому что нужно было ехать, нужно было провести Олимпиаду.

Что касается 1980 года, по инициативе самих американцев потом Советский Союз не участвовал в Лос-Анджелесской Олимпиаде через четыре года. Они сами же потом придумали дружественные игры, и Америка, и СССР встречались на спортивных соревнованиях. Обе страны – и Советский Союз, и Америка допустили большую ошибку, когда не участвовали в Олимпийских играх. Что касается того, что не дали участвовать, я вам скажу: даже на пекинской Олимпиаде были разговоры о том, чтобы вернуться в Тбилиси, и шел разговор на высоком уровне. И из-за этих разговоров – будем участвовать или нет в пекинской Олимпиаде, – один борец потерял медаль, потому что он думал, что наши спортсмены не будут участвовать, и не сдержал спортивную форму.

Олег Кусов: С этих опасений я тоже начинал вопрос.

Шота Малашхия: Не участвовали в Олимпиаде 63 страны, не только Америка, так что говорить про эти страны – уже некорректно. Ездить к оккупантам – там рядом оккупированные территории, с этих территорий вывозятся инертные материалы и инфраструктура страдает. На чем строятся шесть пунктов Олимпиады: не должно быть дискриминации, не должна измениться флора и фауна и т.п., – все эти шесть пунктов сейчас не действуют. Так что саму цель Олимпиада не оправдывает. И еще. Грузинский парламент принял решение, и черкесский геноцид признан как факт.

Олег Кусов: Шота, все-таки, если более конкретно. Значит, вы считаете, что со стороны "Грузинской мечты" сейчас происходит сдача интересов Грузии?

Шота Малашхия: Да, конечно, это и безнравственно, и политически невыгодно. Морально будет невыгодно участие в этих Олимпийских играх, и это будет видно уже после Олимпиады.

Олег Кусов: По-вашему, "Грузинская мечта" на этом закончит сдавать интересы Грузии или продолжит?

Шота Малашхия: Нет, это происходит и в парламенте. Они хотят внести поправки в закон "Об оккупированных территориях", они утверждают, что войну начала Грузия, – это чисто русские интересы, которые проводит сейчас "Грузинская мечта". Я могу дать информацию: мы сняли документальный фильм, в котором проведены параллели между фашистской, советской и нынешней олимпиадами.

Олег Кусов: Конечно, очень сомнительные параллели, мы уже об этом говорили. Спасибо вам за участие, конечно, мы продолжим обсуждать эту тему в дальнейших наших программах.