Размер не имеет значения

Инал Хашиг

Согласно обнародованным Государственным таможенным комитетом данным, внешнеторговый оборот Абхазии за первый квартал этого года составил 3,6 миллиардов рублей. Если учесть, что по сравнению с прошлым годом данный показатель вырос почти на 800 миллионов, безоглядные оптимисты могут скромно раскупорить бутылку шампанского и поднять бокал за процветающую абхазскую экономику. Сам я, хоть и не отношу себя к категории бескомпромиссных трезвенников, делать этого не стану. Впрочем, и другим не советую, так как радоваться, собственно говоря, по моему глубокому убеждению, нечему.

Раньше в аналогичных квартальных отчетах, распространяемых в СМИ, присутствовали данные о внешнеторговом балансе. Однако на сей раз в информации государственного информагентства "Апсныпресс" этот показатель, лучше других характеризующий состояние экономики, отсутствует. Думаю, возникший пробел образовался неспроста. Ведь все последние годы баланс был настолько пугающим, что любой нормальный экономист обязательно задался бы вопросом: "А как вообще такая экономика существует?" Если мне не изменяет память, в прошлом году импорт превзошел экспорт в шесть раз. В этом году, судя по тому, что объемы внешней торговли растут, а местное производство, если даже и не сократилось в размерах, то точно не выросло, наверняка эта дошедшая до неприличия разница взяла очередную рекордную высоту.

Всякий раз, когда завожу разговор с каким-нибудь ответственным чиновником и начинаю допытываться у него: "В чем причина, когда же они (правительство) возьмутся за производство?" - слышу в ответ тысячи объяснений, почему это не имеет смысла. Оказывается, главная причина – это размер. Видите ли, местный рынок – микроскопический, а на внешний никто нас не пустит.

- Ну, черт с ним, с внешним рынком, о внутреннем все-таки стоит позаботиться? – пристал тут я на днях к одному шишке.

- Да что ты?! При населении в двести пятьдесят тысяч даже и думать об этом не стоит. Любое производство априори будет убыточным.

- Ну, вы хотя бы попробуйте. У нас же, помимо местного населения, еще миллион туристов в год в страну заезжает, - не унимался я.

- Старик, бесперспективно все это. Размер не тот. Ты уж извини, опаздываю. Дела. - Демонстрируя, как он занят, чиновник сунул мне под нос свои швейцарские часы за баснословную цену, бултыхнулся в пригожую "Тойоту Ленд Крузер", и был таков.

В общем, поговорили. Но его изысканно-роскошный облик как-то совсем не вписывался в им же обозначенные размеры страны, не сочетался он и со скромными параметрами ее экономики, а уже тем более не соответствовал величине его оклада. В общем, надо понимать, что "размер" в абхазских условиях весьма условен.

Ведь, когда это надо для "дела", о размерах тут же забывают. Вот в четырехтысячном Ткуарчале пару лет назад отстроили огромный хлебозавод, вбухав в него несколько десятков миллионов рублей из средств, выделенных Абхазии Россией. Для снабжения шахтерского города хлебом достаточно было поставить небольшой цех. Но наверху решили, что нужен размах, а цена значения не имеет.

Такой бизнес, может, и не вписывается в рыночные законы экономики, но чиновники считают его самым что ни на есть стоящим делом и при этом весьма успешным. Иначе откуда бы брались все эти дорогие внедорожники и лимузины? Ведь на откат с крошечной пекарни не купишь даже "Запорожца". В общем, хороший почин не остался незамеченным. В прошлом году аналогичный хлебозавод построили в Очамчире. На очереди Гудаута, Гагра и т.д. Их строят с таким энтузиазмом, словно в этих краях до этого свирепствовал голодомор. Сейчас этот "хлебный" проект скромно именуется социальным. Хотя в этих регионах долгие годы без всяких дотаций работают частные пекарни, и при этом имеют, может, и небольшую, но все равно прибыль. Иначе давно закрылись бы.

Ладно, оставим хлеб в покое: все-таки он здесь производится и здесь же реализуется, а, соответственно, на формирование внешнеторгового баланса он напрямую не влияет. Хотя, если бы народ не имел вредной привычки покупать свежие хлебобулочные изделия, думаю, государство сделало бы все возможное, чтобы завозить их из Краснодара, Ростова или какого-нибудь еще российского города. Ну, как сейчас, допустим, это происходит в тех отраслях абхазской экономики, где существует госзаказ.

В строительной отрасли мы разве что щебенку не завозим, а все остальные материалы закупаем за рубежом. Ладно, возможно по отдельным позициям и впрямь существует дефицит, но когда он по факту закупок становится тотальным, это начинает выглядеть несколько странно. Вот, допустим, у нас большое количество цехов по изготовлению пластиковых окон. Владельцы квартир, домов, магазинов и кафе, устанавливая местные стеклопакеты, не жалуются на их качество. Государство же привередливо настолько, что предпочитает приобретать окна для ремонтирующихся школ, больниц, клубов исключительно в России. Почему так демонстративно игнорируется местный производитель, думаю, не очень сложно догадаться. Вообще в политике размещения госзаказов, кажись, мы переплюнули всех. Хорошо, государство по старой советской еще традиции не доверяет частникам, но тогда почему бы государственным предприятиям не помочь. Так нет - они тоже, как правило, сидят на голодном пайке. Сейчас на бюджетные деньги печатают огромную кучу учебников и всякой другой литературы. На этом хорошем заказе зарабатывают сочинские, ростовские, краснодарские типографии, но только не местный государственный Дом печати. Они бы с радостью приняли бы и выполнили заказ. Но только кто им даст? Я уверен, что в ответ на такие упреки чиновники начинают рассуждать о качестве. Так кто им мешает купить для местной типографии современное оборудование?! Уверен, при таком варианте и качество будет обеспечено, и деньги из местной экономики не будут вымываться, но, правда, придется тогда принимающим решения чиновникам пересесть с дорогих лимузинов на автомобили эконом-класса. Но как раз это вполне логично! Ведь страна-то по размерам действительно маленькая! Вот только аппетиты местной бюрократии какие-то, ей Богу, китайские.

В реальности, размер не имеет значения. Нужно только Родину любить и себя уважать!