"Комиссия потому и нужна, что судов нет"

По словам Марины Мусхелишвили, формально суды в Грузии есть, фактически – их нет, и именно поэтому в основном затягивается расследование нарушений предыдущей власти

ПРАГА---Мы продолжаем обсуждать тему в прямом эфире с помощью эксперта, руководителя Центра общественных исследований Марины Мусхелишвили, которая находится на телефонной связи из Тбилиси.

Олег Кусов: В Грузии собираются изучать и расследовать нарушения, допущенные судебной системой за годы правления в стране "Национального движения". Правительство и депутаты решили создать новый механизм – временную комиссию. Напрашивается сравнение: чрезвычайная комиссия времен Феликса Эдмундовича Дзержинского. Зачем нужны комиссии, если в стране есть суды?

Марина Мусхелишвили: Комиссия потому и нужна, что судов нет.

Олег Кусов: То есть формально они есть, а фактически они как бы скомпрометировали себя…

Your browser doesn’t support HTML5

"Комиссия потому и нужна, что судов нет"


Марина Мусхелишвили: Формально они есть, фактически – их нет, и именно поэтому в основном затягивается расследование нарушений предыдущей власти. Кроме того, конечно, большая часть дел, которые касаются несправедливости и нарушений, созданных предыдущей властью, подлежат не столько юридической, сколько политической оценке. Парламентская комиссия может дать политическую оценку, оценивая по количеству, тенденциям и показаниям общества, в то время как юридически многие вещи трудно и невозможно будет обосновать.

Олег Кусов: Вы сказали, что судов в стране практически нет, а почему нельзя парламенту пойти другим путем – найти эти суды, пересмотреть этот вопрос?

Марина Мусхелишвили: Это делается, и судебная реформа идет, независимость судов укрепляется. Но это процесс, который не может закончиться в одночасье, т.е. только сейчас принимается законодательство, в дальнейшем эта система должна улучшаться. Это не вопрос одного дня и даже одного месяца и, может быть, одного года. Общество не может ждать решения таких вопросов.

Олег Кусов: Принято решение о том, что будут рассмотрены дела только за период, в который страной управляло "Национальное движение". Складывается такое впечатление, что до Саакашвили Грузия была территорией законности. Почему же не собираются рассматривать период правления Шеварднадзе?

Марина Мусхелишвили: Я не думаю, что мы можем рассматривать все нарушения, которые проходили в Грузии. Тогда мы можем и до Советской власти докопаться. Ни один из предыдущих режимов не получил оценки в плане нарушений, которые происходили при этом режиме. Должен создаться прецедент, когда правительство, которое правит сегодня, знает, что оно может быть подвергнуто той же процедуре после ухода из власти. Вот это главное, а не то, что предыдущий режим должен быть наказан. Самое главное то, что должен быть создан прецедент, чтобы ни одно правительство не чувствовало, что оно может остаться безнаказанным.