Закон для ГПЦ или о равноправии религий

По мнению некоторых грузинских экспертов, несмотря на то, что 84% населения страны – православные, церковь не может быть поставлена выше закона

В Грузии права религиозных меньшинств защищены на законодательном уровне. Однако на практике права представителей разных конфессий ущемлены. Такую картину рисуют авторы ежегодного доклада Госдепа о свободе религии за 2012 год. Там же указано, что религиозные меньшинства лишены тех привилегий, которые государство предоставило православной церкви.

Благодаря оформленному с правительством конституционному соглашению ежегодно из бюджета страны Грузинская православная церковь получает около 23 миллионов лари (с 2013 – 25 миллионов). Ни одна другая конфессия не получает от государства финансовой помощи, отмечено в докладе Госдепа о свободе религии за 2012 год. Об этом говорит и глава Аналитического центра по консультациям и сотрудничеству между этносами Агит Мирзоев:

"В это же время другие религиозные группы практически не принимают участие в программах, финансируемых из бюджета".

Your browser doesn’t support HTML5

Закон для ГПЦ или о равноправии религий


Глава Центра толерантности при аппарате Народного защитника Бека Миндиашвили отмечает, что в докладе Госдепа содержится информация об инцидентах в Нигвзиани и Цинцкаро, когда местное православное население не позволило мусульманам свободно молиться:

"В докладе Госдепа сказано, что реакция государства была несоответствующей. В докладе ставится под сомнение правомерность комментария главы парламентского комитета по правам человека Эки Беселия о том, что должны быть учтены интересы обеих сторон. Это не соответствует философии прав человека. То, что мусульмане в собственном доме обустроили мечеть и собирались там, ничьи права не нарушало. То, что государство отреагировало не в полной мере адекватно на события в Нигвзиани и не наказало преступников, проявилось в Цинцкаро, и там конфликт приобрел еще большие масштабы. Население Цинцкаро настолько запугали, что в одну из пятниц из-за страха и угроз мусульмане вовсе не пришли на молитву в мечеть".

В докладе Госдепа отмечено, что в течение 2012 года в правоохранительные органы было подано 11 жалоб по поводу насилия на религиозной почве.

Еще один важный аспект этого доклада, говорит Бека Миндиашвили, это часть о языке ненависти. В течение прошлого года его использовали не только СМИ, но и политики. В этом контексте упоминается вице-спикер парламента Мурман Думбадзе, который еще до выборов поставил в вину республиканцу Георгию Масалкину то, что тот не является этническим грузином.

В документе говорится и о том, что православная церковь имеет колоссальное влияние на школьное образование. Глава Центра толерантности поясняет, что представители религиозных меньшинств, чьи дети обучаются в грузинских школах, зачастую просто боятся протестовать против навязывания других религиозных представлений. Из-за этого могут возникнуть проблемы у детей:

"У них нет гарантий защиты со стороны государства. До сегодняшнего дня нет прецедента, чтобы был задействован великолепный закон, который регулирует "участие" религий в школах. Он защищает их от индоктринации, прозелитизма. Школы должны быть свободны от религиозных символов, которые используются не в академических целях. У нас абсолютно другая ситуация: уголки для икон, молебны, даже церкви построены. В последнее время посещение школ православными священниками приняло массовый характер, или же детей вывозят на исповедь".

В докладе отмечено, что 84% населения страны – православные. Поэтому, как говорит политолог Гия Нодия, ввести клерикальный настрой в конституционные рамки сложно:

"Это сложно для любой власти. Но если будет политическая воля, эта возможность есть. Политики, как правило, опасаются понижения рейтинга. Но у этой власти больше возможностей. Она не ассоциируется с антиправославием".

Нодия отмечает, что церковь не может быть поставлена выше закона.