В эти дни во Владикавказе проходит международный конгресс "Этногенез и этническая история осетин". Его инициатором стало международное общественное движение "Высший совет осетин". Основная цель конгресса – предоставить возможность ученым из России, США, Франции, Венгрии обсудить вопросы, связанные с различными аспектами скифо-сармато-алано-осетинской проблематики.
Участники конгресса представили доклады по археологии, антропологии, генетике, языкознанию, фольклористике. По мнению одного из участников конгресса, доктора филологических наук профессора Тамерлана Камболова, история осетинского народа интересна не только осетинам:
"Скифо-сармато-алано-осетинская историческая преемственность, которая очевидна для большинства ученых мира, интересна и для многих других народов, поскольку скифо-сармато-аланская культура оказала мощное влияние на развитие многих народов не только в Восточной, но и в Западной Европе".
В беседе со мной Тамерлан Камболов пояснил, что еще в XIX веке сформировались основные подходы к этноязыковой скифо-сармато-аланской генетической линии – установлено, что она относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Однако во второй половине ХХ века появились научные работы, в которых предпринимались попытки поставить под сомнение этот вывод. В 1966 году во Владикавказе состоялась первая научная сессия по этногенезу осетинского народа, где развернулась полемика между представителями двух диаметрально противоположных гипотез – об иранском и неиранском происхождении алан. По мнению Тамерлана Камболова, и в настоящее время прикладываются усилия к тому, чтобы пересмотреть гипотезу о скифо-сармато-алано-осетинской линии развития:
"При этом параллельно развиваются нахоязычные и тюркоязычные гипотезы происхождения алан. Версии о нахоязычности алан продвигаются в Чечне и Ингушетии, при этом аргументация недостаточно убедительная, поскольку основывается преимущественно на интерпретации археологических данных. Согласитесь, сомнительно делать выводы на основе археологических раскопок о языковой принадлежности авторов тех артефактов, которые извлекаются из погребений. Сходство каких-то материальных культур далеко не всегда должно предполагать единство этноязыковое".
Тамерлан Камболов указывает, что разрабатываются и версии тюркоязычного происхождения скифо-сармато-аланской общности представителями научных кругов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстана и других тюркоязычных регионов. Участники международного владикавказского конгресса на этот счет высказались единодушно: скифо-сармато-аланская линия имеет иранскую языковую и этнокультурную принадлежность.
Говорит доктор исторических наук, профессор, директор Центра исследований Кавказа и Востока Российского торгово-экономического университета Николай Лысенко:
"Для меня, как алановеда, совершенно очевидно, что аланы – мощный этнополитический пласт, который пришел на Кавказ на рубеже новой эры и имел отношение к формированию и осетинского народа, возможно, и других народов Кавказа. Но бесспорно, что многие этнические факторы, связанные со скифо-аланской культурой, конечно, имеют непосредственное отношение к происхождению осетинского народа".
Ученый из французского Национального центра исследований Мишель Казанский, специалист по эпохе Великого переселения народов, изучает княжеско-воинскую культуру, являющуюся, по его словам, одним из наиболее важных элементов формирования первых варварских государств. На конференции он выступил с докладом "Археологические следы присутствия алан и сармат в Западной Европе и Северной Африке в эпоху Великого переселения народов".
"Лично для меня было очень интересно увидеть материалы из Южной Осетии, которые малодоступны для коллег. В своих выступлениях докладчики возвращались к проблеме использования истории в качестве политического оружия для националистической пропаганды. Это очень печально. Как сегодня многократно прозвучало, все народы Кавказа живут у себя дома и никто никому ничего не должен".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Участники конгресса представили доклады по археологии, антропологии, генетике, языкознанию, фольклористике. По мнению одного из участников конгресса, доктора филологических наук профессора Тамерлана Камболова, история осетинского народа интересна не только осетинам:
"Скифо-сармато-алано-осетинская историческая преемственность, которая очевидна для большинства ученых мира, интересна и для многих других народов, поскольку скифо-сармато-аланская культура оказала мощное влияние на развитие многих народов не только в Восточной, но и в Западной Европе".
Your browser doesn’t support HTML5
В беседе со мной Тамерлан Камболов пояснил, что еще в XIX веке сформировались основные подходы к этноязыковой скифо-сармато-аланской генетической линии – установлено, что она относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Однако во второй половине ХХ века появились научные работы, в которых предпринимались попытки поставить под сомнение этот вывод. В 1966 году во Владикавказе состоялась первая научная сессия по этногенезу осетинского народа, где развернулась полемика между представителями двух диаметрально противоположных гипотез – об иранском и неиранском происхождении алан. По мнению Тамерлана Камболова, и в настоящее время прикладываются усилия к тому, чтобы пересмотреть гипотезу о скифо-сармато-алано-осетинской линии развития:
"При этом параллельно развиваются нахоязычные и тюркоязычные гипотезы происхождения алан. Версии о нахоязычности алан продвигаются в Чечне и Ингушетии, при этом аргументация недостаточно убедительная, поскольку основывается преимущественно на интерпретации археологических данных. Согласитесь, сомнительно делать выводы на основе археологических раскопок о языковой принадлежности авторов тех артефактов, которые извлекаются из погребений. Сходство каких-то материальных культур далеко не всегда должно предполагать единство этноязыковое".
Тамерлан Камболов указывает, что разрабатываются и версии тюркоязычного происхождения скифо-сармато-аланской общности представителями научных кругов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстана и других тюркоязычных регионов. Участники международного владикавказского конгресса на этот счет высказались единодушно: скифо-сармато-аланская линия имеет иранскую языковую и этнокультурную принадлежность.
Говорит доктор исторических наук, профессор, директор Центра исследований Кавказа и Востока Российского торгово-экономического университета Николай Лысенко:
"Для меня, как алановеда, совершенно очевидно, что аланы – мощный этнополитический пласт, который пришел на Кавказ на рубеже новой эры и имел отношение к формированию и осетинского народа, возможно, и других народов Кавказа. Но бесспорно, что многие этнические факторы, связанные со скифо-аланской культурой, конечно, имеют непосредственное отношение к происхождению осетинского народа".
Ученый из французского Национального центра исследований Мишель Казанский, специалист по эпохе Великого переселения народов, изучает княжеско-воинскую культуру, являющуюся, по его словам, одним из наиболее важных элементов формирования первых варварских государств. На конференции он выступил с докладом "Археологические следы присутствия алан и сармат в Западной Европе и Северной Африке в эпоху Великого переселения народов".
"Лично для меня было очень интересно увидеть материалы из Южной Осетии, которые малодоступны для коллег. В своих выступлениях докладчики возвращались к проблеме использования истории в качестве политического оружия для националистической пропаганды. Это очень печально. Как сегодня многократно прозвучало, все народы Кавказа живут у себя дома и никто никому ничего не должен".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия