24 мая, выступая на Втором российско-абхазском гуманитарном форуме, Александр Анкваб предложил свое видение по разрешению церковного вопроса в частично признанной республике. Он обратился с просьбой к Московскому патриархату рукоположить абхазского епископа, то есть фактически взять под свою руку Абхазскую епархию. Каков политический смысл данной инициативы? И какое влияние она может оказать на дальнейшее развитие ситуации в треугольнике Абхазия-Грузия-Россия?
Церковный вопрос в Абхазии является одним из важнейших компонентов борьбы частично признанной республики за самоопределение после распада Советского Союза. Грузино-абхазский вооруженный конфликт 1992-1993 гг., среди прочего, до крайности обострил "национализацию" православия. То, что территория Абхазии в каноническом плане часть Православной церкви Грузии, во многом предопределило политический выбор священнослужителей грузинского происхождения (составлявших подавляющее большинство тогдашнего клира). В итоге среди тех, кто покинул республику в 1993 году, был и действовавший на тот момент епископ Даниил (Датуашвили). Православные верующие Абхазии были поставлены в тяжелые условия. Ведь если нет рукоположения, то нет и возможностей для воспроизводства религиозной жизни.
За 20 лет после этого были предприняты различные попытки выхода из сложившегося тупика, начиная от выхода Сухумской епархии из состава Православной церкви Грузии и до поисков покровительства у Русской православной церкви (РПЦ) и в Константинопольском патриархате.
В мае 2013 года Александр Анкваб четко и недвусмысленно дал понять, что светская власть частично признанной республики видит свои приоритеты в стратегической кооперации с Москвой. По его мнению, Вселенский патриарх "несравненно далек от нас по многим единицам измерения". Какие же единицы имел в виду абхазский лидер? И кого имел в виду, говоря "о нас"? Ни для кого не секрет, что две православные церкви – Русская и Константинопольская – имеют непростые отношения. В течение долгого времени они вели спор относительно организации православной жизни в Эстонии и на Украине. У Вселенского патриарха давние и налаженные отношения с политиками в Вашингтоне, в то время как в Кремле видят РПЦ как дополнительный инструмент для расширения российского влияния в "ближнем зарубежье". И хотя в последние годы отношения двух церквей стали более взвешенными и прагматичными, уровень взаимного доверия и сегодня оставляет желать лучшего.
Для Александра Анкваба сотрудничество с Москвой является не просто важным приоритетом. Таковой присутствовал бы у любого лидера частично признанной республики, пользующейся экономической поддержкой и военно-политическим покровительством мощного соседа. Но третий президент Абхазии по этой части намного более активен в публичном пространстве. На это, впрочем, есть свои резоны. В канун сочинской Олимпиады глава республики стремится получить большие выгоды от стратегического значения Абхазии для России в целом, а также для ее амбициозного спортивно-политического проекта. Следовательно, говоря слово "мы", Анкваб подразумевал и Москву. Заметим при этом, что в абхазском обществе далеко не все являются энтузиастами покровительства РПЦ.
Свидетельством тому – прошлогодний сход (он состоялся в феврале), посвященный как раз решению церковного вопроса. Напомню, что тогда его организаторы говорили о восстановлении независимой Абхазской церкви при помощи Вселенского патриарха. Нельзя сбрасывать со счетов определенное недовольство позицией РПЦ, существующее в Абхазии из-за того, что и после августа 2008 года она не пересмотрела своего отношения к каноническому статусу православия на территории частично признанной республики.
Однако Константинопольский патриархат оказался не готов к игре по абхазским правилам. Не столько в силу каких-то особых религиозных соображений, сколько по политическим причинам, а также из-за традиционного консерватизма церковных структур. На руку Анквабу сыграло и то, что за день до начала работы российско-абхазского форума предстоятель Грузинской церкви Католикос-Патриарх Илия Второй заявил о готовности посетить Абхазию в составе делегации константинопольского патриарха Варфоломея. Следовательно, абхазский лидер, воспользовавшись ситуацией, с одной стороны, снова подтвердил свою лояльность Москве, а с другой – показал необоснованность надежд абхазских общественников и сторонников кооперации с Константинополем.
Между тем инициатива абхазского лидера не означает молниеносной поддержки Москвы (как светской, так и духовной). Пусть ни шатко ни валко, но процесс нормализации отношений с Грузией идет. Недавно стараниями Иванишвили была похоронена идея бойкота сочинской Олимпиады со стороны Тбилиси. Тем паче, как показали недавние события в столице Грузии, по части охранительного консерватизма у Кремля среди Грузинской православной церкви есть свои союзники. В этих условиях вряд ли будут сделаны резкие движения. Скорее всего, заинтересованные лица просто возьмут инициативу "под контроль" и отложат до "лучших времен". Или до худших.
Церковный вопрос в Абхазии является одним из важнейших компонентов борьбы частично признанной республики за самоопределение после распада Советского Союза. Грузино-абхазский вооруженный конфликт 1992-1993 гг., среди прочего, до крайности обострил "национализацию" православия. То, что территория Абхазии в каноническом плане часть Православной церкви Грузии, во многом предопределило политический выбор священнослужителей грузинского происхождения (составлявших подавляющее большинство тогдашнего клира). В итоге среди тех, кто покинул республику в 1993 году, был и действовавший на тот момент епископ Даниил (Датуашвили). Православные верующие Абхазии были поставлены в тяжелые условия. Ведь если нет рукоположения, то нет и возможностей для воспроизводства религиозной жизни.
Your browser doesn’t support HTML5
За 20 лет после этого были предприняты различные попытки выхода из сложившегося тупика, начиная от выхода Сухумской епархии из состава Православной церкви Грузии и до поисков покровительства у Русской православной церкви (РПЦ) и в Константинопольском патриархате.
В мае 2013 года Александр Анкваб четко и недвусмысленно дал понять, что светская власть частично признанной республики видит свои приоритеты в стратегической кооперации с Москвой. По его мнению, Вселенский патриарх "несравненно далек от нас по многим единицам измерения". Какие же единицы имел в виду абхазский лидер? И кого имел в виду, говоря "о нас"? Ни для кого не секрет, что две православные церкви – Русская и Константинопольская – имеют непростые отношения. В течение долгого времени они вели спор относительно организации православной жизни в Эстонии и на Украине. У Вселенского патриарха давние и налаженные отношения с политиками в Вашингтоне, в то время как в Кремле видят РПЦ как дополнительный инструмент для расширения российского влияния в "ближнем зарубежье". И хотя в последние годы отношения двух церквей стали более взвешенными и прагматичными, уровень взаимного доверия и сегодня оставляет желать лучшего.
Для Александра Анкваба сотрудничество с Москвой является не просто важным приоритетом. Таковой присутствовал бы у любого лидера частично признанной республики, пользующейся экономической поддержкой и военно-политическим покровительством мощного соседа. Но третий президент Абхазии по этой части намного более активен в публичном пространстве. На это, впрочем, есть свои резоны. В канун сочинской Олимпиады глава республики стремится получить большие выгоды от стратегического значения Абхазии для России в целом, а также для ее амбициозного спортивно-политического проекта. Следовательно, говоря слово "мы", Анкваб подразумевал и Москву. Заметим при этом, что в абхазском обществе далеко не все являются энтузиастами покровительства РПЦ.
Свидетельством тому – прошлогодний сход (он состоялся в феврале), посвященный как раз решению церковного вопроса. Напомню, что тогда его организаторы говорили о восстановлении независимой Абхазской церкви при помощи Вселенского патриарха. Нельзя сбрасывать со счетов определенное недовольство позицией РПЦ, существующее в Абхазии из-за того, что и после августа 2008 года она не пересмотрела своего отношения к каноническому статусу православия на территории частично признанной республики.
Однако Константинопольский патриархат оказался не готов к игре по абхазским правилам. Не столько в силу каких-то особых религиозных соображений, сколько по политическим причинам, а также из-за традиционного консерватизма церковных структур. На руку Анквабу сыграло и то, что за день до начала работы российско-абхазского форума предстоятель Грузинской церкви Католикос-Патриарх Илия Второй заявил о готовности посетить Абхазию в составе делегации константинопольского патриарха Варфоломея. Следовательно, абхазский лидер, воспользовавшись ситуацией, с одной стороны, снова подтвердил свою лояльность Москве, а с другой – показал необоснованность надежд абхазских общественников и сторонников кооперации с Константинополем.
Между тем инициатива абхазского лидера не означает молниеносной поддержки Москвы (как светской, так и духовной). Пусть ни шатко ни валко, но процесс нормализации отношений с Грузией идет. Недавно стараниями Иванишвили была похоронена идея бойкота сочинской Олимпиады со стороны Тбилиси. Тем паче, как показали недавние события в столице Грузии, по части охранительного консерватизма у Кремля среди Грузинской православной церкви есть свои союзники. В этих условиях вряд ли будут сделаны резкие движения. Скорее всего, заинтересованные лица просто возьмут инициативу "под контроль" и отложат до "лучших времен". Или до худших.