На что надеются "националы"?

По мнению политолога Ники Читадзе, Мерабишвили является именно политическим заключенным, потому что нынешним властям не выгодно иметь такого сильного конкурента

ПРАГА---Возвращаемся к главной теме сегодняшнего дня – ситуации вокруг Вано Мерабишвили. Сегодня Генеральная прокуратура Грузии предъявила ему еще одно обвинение. Как заявил представитель прокуратуры на брифинге, Мерабишвили обвиняется в превышении должностных полномочий с отягчающими обстоятельствами 26 мая 2011 года (имеется в виду разгон оппозиционной акции, проводимой под руководством Нино Бурджанадзе). В случае доказательства вины Вано Мерабишвили, ему грозит лишение свободы сроком от 5 до 8 лет. Эту тему мы обсудим в прямом эфире с нашим постоянным автором, грузинским политологом Никой Читадзе, который находится на телефонной связи с нашей студией из Тбилиси.

Олег Кусов: "Национальное движение", конечно, обеспокоено ухудшающимся положением Вано Мерабишвили. Они говорят о тактике защиты своего генерального секретаря. Как вы считаете, какие у них есть возможности в защите Мерабишвили, что они могут сделать для его оправдания, освобождения, и на что они вообще надеются?

Your browser doesn’t support HTML5

На что надеются "националы"?


Ника Читадзе: Конечно же, здесь обязательно нужно говорить о тех реформах, которые были проведены в структурах Министерства внутренних дел во время правления господина Мерабишвили, которые касаются, например, создания Департамента патрульной службы, снижения коррупции, криминальной активности в Грузии. К примеру, с 2006-го по 2011-й годы криминальная активность в Грузии снизилась с 62 тысяч единиц до 32 тысяч. Мы знаем, что Тбилиси был признан одним из стабильных и безопасных городов Европы. В этом, конечно, большая заслуга господина Мерабишвили. Я думаю, общественность в этом случае очень хорошо понимает, что это задержание носит хаотический характер.

Когда на свободу выпускаются люди, обвиненные в шпионаже в пользу Российской Федерации, когда называют людей криминального мышления политическими заключенными и правозащитниками, якобы прочитавшими конвенцию ООН по правам человека 1948 года или Европейскую конвенцию 1950 года, в то время, как они, наверное, вообще ни одной книги не прочли в жизни; когда этих людей выпускают и называют политзаключенными, я думаю, что это еще раз дает нам повод повторять 10, 20, 100 раз о том, что господин Мерабишвили является именно политическим заключенным, потому что нынешним властям не выгодно иметь такого сильного конкурента, харизматического лидера, которым является господин Иванэ Мерабишвили. Что касается событий 26 мая и т.д., если у вас возникнут какие-то вопросы, я могу ответить.

Олег Кусов: Вы говорите, что "Грузинская мечта" опасается Мерабишвили, но если он примет участие в президентских выборах в качестве кандидата в статусе заключенного – что возможно, – это не усилит его позицию?

Ника Читадзе: Он-то может принять участие, но дело в том, что задержанием Мерабишвили, полицейских, задержанных вчера, которые также принимали участие в реформах МВД, коалиция "Грузинская мечта" думает, что она ослабит "Национальное движение" – главную оппозиционную силу. Коалиция очень хорошо осознает, что "Национальное движение" является очень сильной политической силой, рейтинг которой сегодня, может быть, ниже рейтинга коалиции, но, с другой стороны, она очень хорошо осознает, что в случае если она, правящая партия, не сможет выполнить все обещания, связанные со снижением почти на 50% цены на бензин, тарифов на энергоносители, если они не будут вкладывать миллиард долларов в сферу сельского хозяйства и т.д., чего не происходит, то "Национальное движение" сможет им составить конкуренцию. Мы знаем, что экономический рост в Грузии снизился: если в первом квартале 2012 года экономический рост составлял 6,7%, то сейчас он составляет 1,7%.

Олег Кусов: Вы допускаете, что Вано Мерабишвили может стать кандидатом в президенты от "Единого национального движения"?

Ника Читадзе: Я думаю, что "Национальное движение" выдвинет ту кандидатуру, которая в этом случае может вести активную предвыборную кампанию, встречаться с населением, с потенциальными избирателями и т.д. Мне, конечно же, трудно говорить от имени "Национального движения", но хочу отметить, что, наверное, в этом случае от "Национального движения" будет представлен кто-нибудь из других политических лидеров на пост кандидата в президенты Грузии.