Замок для ящика Пандоры

МВД Грузии решило не торопиться с уничтожением видеоархива спецслужб, который им достался по наследству от предшественников

МВД Грузии решило не торопиться с уничтожением видеоархива спецслужб, который им достался по наследству от предшественников. По сведениям ведомства, среди материалов немало компромата на известных политиков и общественников.

Примерно месяц назад в Грузии разгорелся скандал из-за короткого видеоролика в интернете. Это была съемка эпизодов интимного характера с участием довольно известного общественного активиста и по совместительству журналиста.

МВД понадобилось чуть больше недели, чтобы выяснить, что скандальные кадры "слил" в интернет заместитель нынешнего министра. Его тут же отстранили от должности и завели уголовное дело. Но этим дело не закончилось. Очень скоро стало ясно, что высокопоставленный чиновник воспользовался кадрами из секретного видеоархива, собранного в период, когда министерство возглавлял Вано Мерабишвили.

Your browser doesn’t support HTML5

Замок для ящика Пандоры


При прошлом правительстве спецотдел МВД проводил тайную видеосъемку интимной жизни своих политических оппонентов, их родственников и друзей. Эти кадры никогда не предавались огласке, но, по информации правоохранительных структур, активно использовались для шантажа.

Весь прошлый месяц грузинские общественники потратили на то, чтобы убедить правительство уничтожить пресловутый видеоархив, чтобы избежать утечек в будущем. И уже, казалось, добро на это было окончательно получено, как вдруг вчера Бидзина Иванишвили заявил, что с окончательным решением, возможно, все же следует повременить.

"У этого решения есть противники, – сказал премьер-министр. – Я говорил с экспертами, и они считают, что эти материалы можно было бы сохранить, как деньги в банке, например, дав нескольким организациям ключи (от хранилища)".

При этом Иванишвили добавил, что практика сбора компромата на политических оппонентов "позорна для страны", и чтобы такого никогда больше не повторялось, следует ужесточить соответствующие законы.

Слова премьера тут же подхватил его близкий соратник глава МВД Ираклий Гарибашвили. Сегодня он сообщил журналистам, что берет еще два дня на проведение консультаций со специалистами.

Эксперт в вопросах работы спецслужб Бесо Аладашвили – один из противников уничтожения секретных материалов. До 2005 года он работал в спецотделе МВД. Аладашвили говорит, что те видеокадры, о которых сейчас идет спор, "лишь капля в море" той информации, что собиралась при прошлом правительстве.

"В этом конкретном случае речь идет о материалах лишь одного спецотдела МВД. А таких в этом ведомстве еще шесть. Все они вели скрытую съемку. В завершение картины правом на проведение оперативно-розыскной работы к тому же обладали министерства обороны и финансов", – говорит Аладашвили.

Если правительство возьмется "вычищать всю ту грязь", которая ему осталась в наследство, придется провести комплексную работу сразу в нескольких ведомствах. А на это понадобится немало времени, говорит Бесо Аладашвили:

"Мы даже не знаем, что нас сейчас призывают уничтожить – ни количества файлов, ни их происхождения... Если, закрыв глаза, уничтожить все эти файлы, это будет нарушением законодательства о проведении оперативно-следственной работы, так как какие-то из этих материалов могут служить доказательством в каких-то уголовных делах".

Редактор известной грузинской газеты "Резонанси" Лаша Тугуши был одним из инициаторов дискуссии о судьбе секретного видеоархива. Журналист уверен, что архив должен быть незамедлительно уничтожен.

"Я думаю, что мы одной ногой все еще находимся в советском времени, это как раз тот стиль, когда на всех оппонентов или людей, которым не доверяли, начиная со священнослужителей, заканчивая журналистами, – на всех собирали какие-то материалы", – говорит Тугуши.

Стране, по его словам, необходимо избавиться от этого бремени и сделать это нужно как можно скорее, чтобы избежать дальнейших утечек.

"Я понимаю, что это непростое решение. Оно не только правовое, но и политическое. Но я бы не рискнул замкнуть ключами ящик Пандоры", – подвел итог Лаша Тугуши.