Общество, открытое для манипулирования

По мнению части экспертов, грузинским обществом оказалось легко манипулировать, и отрицательная реакция на участие страны в операции НАТО вызвана обычным страхом

Смерть семерых грузинских военнослужащих во время теракта в южном Афганистане подняла в Грузии небывалую волну споров вокруг целесообразности участия страны в афганской операции. В то время как политики убеждают в значимости миссии, эксперты говорят о давлении на общественное мнение.

В пятницу в Грузии объявили день траура – страна скорбит по семерым погибшим военнослужащим в Афганистане. Это тот случай, когда страна со времен начала операции в конце 2009 года потеряла за один день самое большое количество военнослужащих. За все же время участия грузинского контингента в афганской операции погибли 29 человек, более сотни получили ранения. Сегодня эта тема стала главной в жизни страны, и призывы о выводе или сокращении грузинского контингента звучали сегодня громче обычного.

В субботу в Тбилиси перед зданием бывшего парламента запланирована акция с этим требованием, на момент подготовки этого материала о своем желании участвовать в ней заявили почти 8 тысяч человек. Почти все грузинские политики, выражая свои соболезнования, поднимали тему значимости грузинского участия в афганской операции. В этом вопросе мнение властей и оппозиции совпало. Президент Михаил Саакашвили заявил, что участие страны в операции увеличивает геополитическую важность Грузии и обеспечивает ее независимость. У его главного политического оппонента Бидзины Иванишвили был схожий взгляд на проблему:

Your browser doesn’t support HTML5

Общество, открытое для манипулирования


"Наши солдаты вдали от Грузии ценой своих жизней защищают нашу родину. Эти парни стоят на страже безопасности нашего будущего, будущего наших детей. И несмотря на эту страшную трагедию, нас не сломить, мы не отступим назад".

Но и эти выступления не смогли унять зреющее в обществе недовольство. Далеко не самую последнюю роль сыграл в этом и любопытный видеоролик, который распространился в сети интернет за несколько часов до теракта в Афганистане. В ролике от имени движения "Талибан" объявляется священная война – джихад грузинским войскам в Афганистане и Грузии в целом. "Боевики" грозят перенести боевые действия на территорию Грузии и "отомстить" за участие в операции. В самом движении "Талибан" этот ролик своим не признали. Открестились от него и на веб-ресурсе радикального исламского подполья "Кавказ-Центр", где его назвали "смонтированным в России". Сомневаются в подлинности ролика и грузинские эксперты. Если ролик преследовал цель запугать грузинское общество, то у его авторов это получилось, считает глава Центра стратегических исследований Натела Сахокия:

"Такая реакция общества вызвана не фактом гибели наших военных, а этим роликом – это обычный страх. Если нам угрожают, то лучше вообще уйти оттуда, пока угроза не пришла к нам, не оказала действия на нашу повседневную жизнь".

Грузинским обществом оказалось легко манипулировать, отметила Сахокия. Грузинские аналитики вспоминают и события 2010 года, когда из-за фальшивого выпуска новостей о вторжении российских войск в Грузию людей охватила паника.

Граждане Грузии не понимают, зачем их солдатам воевать в Афганистане, их гибель вызывает у них страх, говорит грузинский военный аналитик Георгий Тавдгиридзе. По его мнению, власти не уделяют достаточное внимание объяснениям причин, по которым сотни грузинских военных несут такую опасную службу за тысячи километров от родины. И это легко вызывает острую реакцию общества.

"Те настроения, которые существуют в Грузии, можно понять: НАТО уже столько лет говорит об "открытой двери", но до сих пор не видно каких-либо конкретных шагов, которые дали бы обществу понять, что мы действительно вскоре станем членами НАТО".

При этом, говорит эксперт, НАТО – это единственная возможность обеспечить безопасность страны. Все ведущие политические силы страны это понимают, поэтому диалог властей с населением еще более важен. Грузинские военные эксперты отмечают, что страна сейчас не станет сокращать контингент в Афганистане по простой причине: уже в следующем году вся миссия союзников будет официально завершена, и к концу операции подводить партнеров может оказаться очень опасным делом.