"Мне кажется, глупо говорить, что кто-то умнее"

– У нас в Грузии в последние несколько лет потратили очень много времени, чтобы доказать всем, в первую очередь армянам, что они лучше, образованнее, современнее. Я думаю, вы с этим не согласны?

Сирануш, 22 года: Не могу с этим согласиться и не согласиться. Я не делала никакого опроса и думаю, что армяне образованные люди, и даже очень.

Араик, 50 лет: Каждый думает по-своему. Грузины думают так, а армяне – наоборот.

– Как вы думаете, откуда идет эта многолетняя конкуренция между армянами и грузинами?

Араик: Народы Кавказа всегда, из поколения в поколение, соревнуются, но не в плохом смысле этого слова. Если у них это хорошо, то почему у нас не должно быть лучше, чем у них?

Your browser doesn’t support HTML5

"Мне кажется, глупо говорить, что кто-то умнее"


– Есть с чего брать пример в Грузии?

Араик: Да, в последнее время это очень заметно. Раньше, когда мы ездили в Грузию отдыхать или еще по каким-нибудь делам, на каждом шагу останавливали и приходилось платить. Если не платишь, – нет дороги, а сейчас – наоборот.

Марина, 26 лет: Если стремиться, то, я думаю, да.

– Что грузины лучше, чем армяне?

Марина: Я думаю, что да.

– А в чем?

Марина: Во всем.

– А что вас не устраивает в армянах?

Марина: В армянах все не устраивает. Армения, какая она сейчас есть, нас вообще не устраивает.

Геворг, 48 года: Я думаю, что армяне и грузины – одна и та же нация. Я их очень уважаю, и они армян уважают. Везде есть и плохие, и хорошие люди.

– В Грузии уже много лет пытаются доказать, что грузины более образованы, чем армяне, они стоят на более высокой ступени развития и т.д. Я надеюсь, вы с этим не согласны?

Маро, 60 лет: Армяне лучше, чем грузины.

– В чем лучше?

Маро: И умнее, и известнее, и грамотнее, чем грузины. Но грузин я люблю, не могу ничего сказать.

Акоп, 89 лет: С этим заявлением я вспоминаю анекдот о грузинах, что самый-самый-самый-самый древний народ – грузины, как анекдот. Таким образом, вы поняли мой ответ.

– Как вы думаете, откуда идет вся эта конкуренция, которая уже выражается даже в анекдотах?

Акоп: Грузин был более спокойным, природа ему все время помогала, а у нас природа очень суровая: сейчас жара, а зимой 35 градусов мороза. Лесов нет, все время были нашествия.

Анаид, 17 лет: Это не означает, если я армянка, что грузины не могут быть на одну ступень выше нас. Необязательно должно быть так.

– А вы что-нибудь слышали о Грузии, чему могла бы Армения у нее научиться?

Анаид: Наверное, нет.

– Вы никогда не бывали в Грузии?

Анаид: Нет.

– А вы?

Лилит, 42 года: Мои предки оттуда, там родились и выросли мои родители, но потом переехали в Армению. Много хорошего слышу о Грузии, что там много перемен в лучшую сторону.

– А чему Грузия могла бы у Армении научиться?

Лилит: Конкретно, наверное, сложно сказать, но я думаю, что дружба между народами обогащает обе стороны. Неважно, что они передают друг другу, но они оба обогащаются.

Рома, 33 года: По сравнению с кем?

– С армянами.

Рома: Я не знаю, я не армянин.

– А кто вы, простите?

Рома: Еврей. Мне кажется, глупо говорить, что кто-то умнее. Нет никаких ни грузин, ни армян, ни евреев, – есть человек такой-то и человек такой-то. Человек такой-то более мудрый, чем другой, при чем здесь грузины, армяне или евреи?