"Раскаянию тоже нужна культура"

Сегодня в МВД Грузии состоялся закрытый показ двух скандальных видеороликов со сценами насилия, на который были приглашены журналисты и общественники

ПРАГА---Продолжаем тему. У нас на связи из Тбилиси директор Центра стратегических исследований Натела Сахокия.

Дэмис Поландов: Мой вопрос вытекает из предыдущего материала. Мнения экспертов разделились: стоит ли вообще показывать такие видеоролики, пусть и не самой широкой аудитории. Может быть, лучше, если такие съемки будут фигурировать в рамках закрытых уголовных процессов, чтобы сохранить тайны людей, которые запечатлены на этих съемках?

Натела Сахокия: Я думаю, что широкой публике не надо показывать. Лично я не хочу это видеть, чтобы мне не стало плохо, но я думаю о том, как же те люди это вытерпели? Но то, что журналисты должны это видеть, – однозначно. Потому что у журналиста особая миссия, он должен быть максимально информирован, чтобы правильно донести до общественности. Мне кажется, что журналист это должен пропустить через сердце.

Your browser doesn’t support HTML5

"Раскаянию тоже нужна культура"


Дэмис Поландов: Натела, как вы считаете, наверное, нужно спрашивать и разрешения у этих людей? Мы даже не знаем, согласились ли они на то, чтобы эти съемки были показаны.

Натела Сахокия: Сегодня те, кто видел эти кадры, говорили, что невозможно никого идентифицировать. Не то что личность идентифицировать, а даже сами кадры были немного смазаны. Так что, мне кажется, эти люди даже не знают, показывали их или нет.

Андрей Бабицкий: У меня есть ощущение, что действительно эти кадры использованы как дубинка, для того чтобы окончательно похоронить "Национальное движение".

Натела Сахокия: Андрей, вы помните, как я в предыдущей передаче вышла из себя, когда мне начали говорить о Вано Мерабишвили.

Андрей Бабицкий: Дослушайте мой вопрос и поймете, в чем дело. Я хочу сказать, что есть на самом деле то, что необходимо в первую очередь людям. Не вторая серия эпопеи с вениками, а расследование дел о захватах имущества, о тех же пытках по заявлениям граждан, расследования и аресты по фальсификациям уголовных дел, 200 политзаключенных. Где широкая реабилитация, решения судов о том, что эти люди невиновны, где возвращение имущества? У меня тоже возникает ощущение, что нынешняя власть занята исключительно похоронами своих политических оппонентов, которых, конечно, надо похоронить, но, прежде всего, нужно вернуть людям отнятые у них права…

Натела Сахокия: Вы абсолютно правы в том, что, конечно, все это должны сделать, и, по-моему, какие-то шаги в этом направлении делаются, хотя я согласна с вами, что, может, более энергично все это нужно делать. Но одно другому не мешает. Вот вы сказали – похоронить. Не удается это похоронить. Даже сегодня, когда показывали эти ужасные кадры, я не знаю, чему это приписать, – не очень высокой квалификации наших журналистов или еще чему-нибудь, – все новости начались с того, что кто-то покинул в знак протеста этот показ. Причем тут это? Вместо того чтобы разобрать, как с нами это случилось, говорить об этом, хотя мы не видели кадры, но слухи ведь доходили? Люди выходили, рассказывали. Так что это нужно делать параллельно: и хоронить "Национальное движение", судить его, и помогать людям. Кстати, разговоры об этом уже идут. Сегодня был чудесный эфир у Анны Долидзе. Я вам советую пригласить ее. Она как раз об этом и говорила. Я абсолютно согласна, что все это нужно делать параллельно. Вообще, в управлении государством не бывает так, что одно делаешь, а второе нет, – нужно все делать параллельно. Я очень хотела бы, чтобы все происходило более интенсивно.

Андрей Бабицкий: Натела, вы знаете этих людей, на прошлой программе вы общались со своим бывшим учеником. Приоткройте завесу над этой удивительной загадкой, которую я до сих пор не могу разгадать: вскрываются все более ужасные факты о деятельности "Национального движения", людей, которые были во власти, а они продолжают вести себя так, будто это никак не затрагивает их репутацию: они издеваются, смеются, нападают, делают все что угодно, но нет ни малейшего намека на раскаяние.

Натела Сахокия: Мне кажется, что они избрали как раз очень неправильную стратегию и тактику. Чем больше они так себя ведут, тем больше ожесточается народ, и тем больше желание расквитаться. Но есть еще второй момент – психологический. Видимо, они думают, что раз дрогнув и сознавшись, потом это пойдет по нарастающей, как снежный ком. Понимаете, раскаянию тоже нужна культура. У этих людей не было культуры, я просто не представляю, в каких семьях они росли. Очень трудно говорить об этом. Да, и среди них есть мои студенты, но я ими не горжусь.