Экономика Абхазии: каким курсом идти?

Сегодня в абхазской столице на Национальной деловой конференции члены правительства, экономисты, предприниматели и юристы обсуждали проблемы экономического развития страны

Сегодня в Сухуме на Национальной деловой конференции члены правительства Абхазии, экономисты, предприниматели и юристы обсуждали проблемы экономического развития страны. Инициировали проведение конференции Общественная палата Республики Абхазия и Абхазский филиал некоммерческой организации Фонд развития "Институт Евразийских исследований".

Когда правительство Абхазии определится с тем, какую модель экономики мы хотим видеть и какие приоритеты избрали? Когда прекратим полагаться на российскую финансовую помощь и начнем сами зарабатывать средства? Какое налогообложение оптимально? Когда возобновится процесс кредитования малого и среднего бизнеса? На эти и многие другие вопросы – общие и частные – пытались ответить участники встречи во время своих выступлений и в ходе свободной дискуссии.

Your browser doesn’t support HTML5

Экономика Абхазии: каким курсом идти?


Встречу открыл министр экономики Давид Ирадян. Он говорил о проблемах создания благоприятного инвестиционного климата и выделил четыре наиболее важных фактора для привлечения инвестиций. Определяющий – это понятные и прозрачные для инвестора имущественные отношения. Самая распространенная ситуация, когда у граждан Абхазии есть земельные участки либо иное имущество, а у потенциального инвестора – средства. Но нет законодательной основы для создания совместного предприятия, у сторон нет возможности легально договориться и в договоре закрепить за каждой стороной ее имущественные права.

Другой фактор – прозрачность. Он связан с деятельностью государства и имущественными отношениями. Государство должно создать такие условия, чтобы эти отношения были введены в законное русло, и дать понять инвестору, что страна в нем заинтересована. Если потенциальный инвестор увидит, что у должностного лица помимо государственного есть еще и личный интерес, он развернется и уйдет.

Третий фактор – безопасность. Внешней угрозы сегодня нет, но остается необходимость обеспечить защиту от криминала.

И четвертый фактор – острая нехватка квалифицированных кадров. Например, мало квалифицированных юристов и экономистов при огромном количестве номинальных специалистов. Ощущается острый дефицит специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Он отметил, что общество спокойно воспринимает тех, кто уходит от уплаты налогов, никто не считает это зазорным, налоги оплачиваются по остаточному принципу.

Депутат Народного собрания РА Заур Миквабия акцентировал внимание на экономическом отставании Абхазии и попытках построить капитализм советскими методами. "Мне не нравится, что правительство ничего не говорит о создании реального сектора экономики. У нас большая часть населения не работает, а народ, который не созидает, – не имеет будущего", – сказал он. Без разработки стратегии развития Абхазия не может двигаться вперед. Важные факторы отставания – отсутствие нормального рынка недвижимости и производства, люди берут кредиты, но никто их не возвращает. Можно привезти в Абхазию два миллиона туристов, но сегодня мы не в состоянии их накормить, обслужить и обеспечить им безопасность. Это задача не Министерства экономики и не бизнеса, а всего государства.

Экономист Беслан Барателия привел цифры: по уровню ВВП на душу населения Абхазия занимает 160-е место в мире, по уровню урбанизации, а следовательно и развития экономики, – 130-е. Абхазская экономика сегодня в значительной мере зависит от иностранной (российской) финансовой помощи. Никто не знает, что будет со страной, если завтра эта помощь прекратится. Он согласен с тем, что главная проблема – отсутствие стратегии развития. Она могла бы задать направление движения и четко обозначить, каких результатов мы должны достичь и в какие сроки. В обществе остро дискутируются многие проекты строительства, которые реализует власть на средства Комплексного плана: нужен ли Абхазии второй городской стадион, или лучше вложить эти средства в строительство предприятий, которые снизят уровень безработицы и пополнят бюджет налогами от своей деятельности? Отметил масштабы теневой экономики: при средней зарплате 300 долларов в месяц стандарт потребления составляет до нескольких тысяч долларов. Если вывести экономику из тени, это может поднять доходы бюджета в 3-5 раз. Есть еще один резерв – раздутый госаппарат. В бюджетной сфере работников намного больше, чем предпринимателей, которые вынуждены их содержать. Ярко выражено имущественное расслоение в обществе. В этом Беслан Барателия видит угрозу безопасности страны. Если во время войны 1992-1993 годов все население встало на защиту страны, то сегодня большой вопрос, захотят ли люди защищать чужие активы?

После перерыва участники встречи приступили к свободной дискуссии. Много вопросов было к министру экономики. Одни усмотрели в его выступлении больше заботы об иностранных инвесторах, нежели о местных бизнесменах. Других интересовало, когда же, наконец, правительство разработает стратегию развития. Третьих – когда кредитование малого и среднего бизнеса возобновится.

Без инвестиций Абхазия развиваться не может, сказал министр, собственных средств в стране недостаточно, поэтому так важно привлечь инвестора. Кредитование не может быть возобновлено до тех пор, пока не выработан механизм возврата кредитов. Сегодня, похоже, никто не знает, как этого достичь. Поэтому правительство готовит документ о передаче имущества и оборудования в лизинг. Это принесет больше пользы развитию производства. По поводу стратегии Ирадян сказал, что правительство работает над программой социально-экономического и градостроительного развития. Эту работу проводят российские специалисты из Гипрогорстроя, стоимость программы – 56 миллионов рублей. Он заверил, что до конца этого года программа будет.

В конце встречи участники выбрали рабочую группу из пяти человек, в которую вошли представители власти, экспертного сообщества и предприниматели. Они подведут итог встрече и сформулируют предложения, которые будут представлены на суд общественности и переданы в правительство.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия