Промежуточный плебисцит

Инал Хашиг

В Абхазии, если когда-то и проводились социологические опросы, особого доверия они никогда не вызывали. Их результаты, подбивавшиеся в отсутствие всякой методологии, воспринимались как "отсебятина", не имеющая ничего общего с реальными исследованиями общественного мнения. Социологическая наука, без которой немыслима сегодняшняя цивилизация, до абхазских пределов, увы, пока не добралась. Власть особого интереса к параметрам общественного мнения никогда не испытывала. Ей было достаточно знать, что каждый вечер в новостных выпусках государственного ТВ лучшие представители народа без устали благодарят ее за любую мелочь - отремонтированный в селе водопровод или приведенную в человеческий вид мусоросвалку на окраине Сухума. Но благодарят исключительно президента и правительство. Оппозиция тоже особой нужды в социологических штудиях не испытывает. Она и без них знает, что "этот режим, даже к гадалке не ходи, антинароден".

Единственное, что хоть как-то может дать представление об общественных настроениях, – это выборы. Их относительно прилично мы, слава Богу, научились проводить. Однако в силу того, что президентские и парламентские выборы по времени идут друг за другом с небольшим интервалом (меньше года), ощутить общественные настроения в невыборные годы можно лишь "на глазок".

Так вот - о выборах и умонастроениях. На позапрошлой неделе в Новом районе Сухума прошли довыборы в парламент. Несмотря на то что вакансия была всего одна, ажиотаж оказался нешуточным. Старая оппозиция в лице "Форума народного единства" выставила кандидатуру сопредседателя партии Даура Аршба. Новая, собранная из осколков команды ушедшего из активной политики бывшего премьер-министра Сергея Шамба, сделала ставку на экс-министра внутренних дел Леонида Дзяпшба. В свою очередь, власть, испытывающая острый дефицит в самостоятельных политических игроках, выдвинула самую сильную кандидатуру из своих "запасников" - Ирину Агрба. Агрба - преподаватель университета, известный телеведущий, в прошлом парламенте занимала кресло вице-спикера. Человек очень энергичный и достаточно независимый, она не боится открыто высказывать свое мнение, что для команды, где капитаном президент Александр Анкваб, ситуация почти исключительная.

Похоже на то, что ситуация обязывает президента на время забыть об установленных им стандартах поведения. В нынешнем парламенте, где он все еще является держателем "контрольного пакета" акций, атмосфера становится все более тревожной. Депутаты из числа его сторонников сплошь одни молчуны. Никто из них не способен внятно оппонировать оппозиционным и независимым коллегам. Вследствие этого по некоторым вопросам депутаты от власти, вопреки инструкциям, спущенным сверху, "не слишком обращать внимание на то, что говорит оппозиция", нет-нет да попадают под влияние уверенного в себе и напористого меньшинства. Фактически у парламентского большинства нет лидера, способного быть одновременно и пламенным трибуном, и надсмотрщиком. Надо полагать, Ирина Агрба должна восполнить этот пробел. Как говорят в коридорах власти, если она выиграет выборы, то парламент в скором времени обретет в ее лице и нового спикера. Нынешний – Валерий Бганба – уже не в фаворе.

То, что власть ведет игру на повышенных ставках, косвенно подтвердил и президент Анкваб. В день выборов он лично посетил избирательный штаб Агрба, дав понять избирателям, кого безоговорочно поддерживает нынешнее руководство страны. Впрочем, и без его прихода было понятно, кто есть кто. Вся абхазская бюрократия, от домоуправа до премьер-министра – объявилось даже районное начальство – болела за Ирину.

Однако всего административного ресурса и чиновничьего обаяния хватило лишь на, чтобы Агрба с трудом вышла во второй тур со вторым местом. Почти в два раза больше голосов набрал Даур Аршба. И всего лишь пятьдесят голосов отделили Ирину от сошедшего с дистанции Леонида Дзяпшба.

Не знаю, как завершатся эти выборы, но Александру Анквабу явно есть, о чем подумать. В августе 2011 года во время президентских выборов в этом же округе он набрал чуть ли не под шестьдесят процентов голосов. С тех пор прошло без малого два года. Формально в минувшую субботу голосовали за Агрба, но в реальности, чего уж греха таить, это был промежуточный плебисцит о доверии нынешнему абхазскому руководству. И этот экзамен был с треском провален. Президент, правительство во главе с Леонидом Лакербая, чиновники всех мастей набрали почти столько же голосов, сколько обвиняемый Генпрокуратурой в финансовых злоупотреблениях бывший министр внутренних дел.

До следующих президентских выборов целых три года. Если сложившуюся тенденцию не поменять, новой президентской пятилетки Анквабу не видать. Даже если народ начнет благодарить Александра Золотинсковича в прямом эфире круглосуточно.