Неутешительные перспективы

Смогут ли югоосетинская и грузинская стороны без посредников выстраивать двусторонние отношения, способны ли цхинвалские власти предпринять самостоятельные шаги во внешней политике? У экспертов на этот счет большие сомнения

Североосетинские эксперты неоднозначно оценивают перспективы развития грузино-югоосетинских отношений. Наряду с полным отрицанием каких бы то ни было возможностей сближения двух народов звучат и более оптимистические мнения. По мнению доктора исторических наук, профессора Альберта Дудайти, позиция Тбилиси в этом вопросе претерпела некоторые изменения в лучшую сторону.

По словам профессора Альберта Дудайти, о позитивных переменах в настроениях грузинского общества говорят результаты социологического опроса, проведенного среди тбилисских студентов социологами и экспертами по кавказским проблемам Варшавского университета. Опрос показал, считает Дудайти, что отношение к южным осетинам и абхазам стало менее непримиримым, нежели в первые годы после августовской войны:

"С осторожным пессимизмом их можно считать вялотекущими нормальными отношениями с политической, дипломатической точек зрения. Но в целом негативное отношение к Южной Осетии и Абхазии остается, поскольку в Грузии принцип целостности государства незыблем. В этом вопросе Грузия не склонна ни к каким компромиссам по отношению к северной стороне и упорно настаивает на сохранении статус-кво".

Your browser doesn’t support HTML5

Неутешительные перспективы


По имеющейся у Дудайти неофициальной информации, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен во время недавнего визита в Тбилиси высказал в кулуарах мнение, что Грузии, как будущему члену военно-политического блока, придется признать независимость Южной Осетии и Абхазии, поскольку отсутствие территориальных проблем – это обязательное условие вступления в альянс. Позицию генсека НАТО Дудайти обосновывает так:

"Альянс, безусловно, не заинтересован в том, чтобы Грузия теряла какие-то территории, он заинтересована в том, чтобы Грузия была едина. Но сегодня процесс реализации проекта Большого Ближнего Востока, выдвинутый США, находится в очень активной фазе. Буквально через год США выводит свой контингент войск из Афганистана. Куда уйдут американские солдаты? Безусловно, в Закавказье. Конечно, они появятся в Азербайджане и Грузии. И американцам важно быстрее втянуть Грузию в НАТО при условии временного, скажем так, кулуарного отказа Грузии от проблемных территорий. Альянсу необходимо создать в Закавказье хорошую площадку, опорную базу для расширения на север и последующего решения проблем с Южной Осетией и Абхазией".

По мнению Альберта Дудайти, в перспективе грузино-югоосетинские отношения будут только осложняться, поскольку Грузия с помощью НАТО будет предпринимать попытки решить проблему территориальной целостности страны. Мой собеседник убежден, что о сближении двух народов говорить не придется до той поры, пока Грузия не признает независимость Южной Осетии, геноцид осетинского народа и не возместит материальный и моральный ущерб.

По мнению североосетинского правозащитника и адвоката Джабраила Габачиева, добрососедские отношения между Тбилиси и Цхинвалом могут быть налажены под давлением Кремля:

"Как Россия скажет, так Южная Осетия и поступит. Например, Россия может заявить, что, мол, давайте создавать федеративное государство на определенных условиях. У Южной Осетии нет никаких ресурсов. Это провинция России, хотя и говорят, что это независимое государство. На самом-то деле это такая же провинция России, как и Северная Осетия".

Смогут ли югоосетинская и грузинская стороны без посредников выстраивать двусторонние отношения, способны ли цхинвалские власти предпринять самостоятельные шаги во внешней политике? У Джабраила Габачиева на этот счет большие сомнения:

"Было бы разумнее пойти по этому пути, однако для этого надо иметь мужество и политическую волю. К сожалению, у руководства Южной Осетии ни того ни другого не наблюдается".

Джабраил Габачиев не исключает, что Россия будет подталкивать Южную Осетию вернуться в состав Грузии на условиях конфедерации. Если же этого не произойдет, то Южная Осетия будет только обслуживать военные базы России.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия