Мир не без добрых людей

Работая в одной из тбилисских городских больниц, она видела, как привозили туда старушек, которым после выписки идти было некуда

Марина Бершукова приютила у себя дома девятерых одиноких старушек. Первую бабушку она привела в дом в декабре прошлого года, а в январе нынешнего зарегистрировала организацию "Приют для бездомных имени отца Габриэля". Теперь они живут одной большой семьей, хотя не все так просто...

По большому двору Марины разбросаны стройматериалы. Они необходимы, чтобы достроить жилище площадью в 60 квадратных метров, которое практически сравнялось с землей во время прошлогоднего наводнения. Несмотря на то что оно еще не готово, в этом пристанище уже живут не только его владельцы, но и те, кто остался без крова.

Работая в одной из тбилисских городских больниц, за которой закрепилось старое название – Арамянца, она видела, как привозили туда старушек, которым после выписки идти было некуда:

"Их привозили, а они потом умоляли их оставить в больнице, потому что им было некуда возвращаться. Доктора давали им деньги, чтобы они ушли. Вот тогда я решила: сначала взяла одну бабушку, потом появилась Жанна".

Your browser doesn’t support HTML5

Мир не без добрых людей


Рассказывает Марина под веселый стрекот кузнечиков, которыми полон двор. Но истории, которые приходится выслушивать под тенью деревьев, довольно печальны. Тут же расположилась, слушая нашу беседу, Жанна, время от времени вытирая украдкой платочком глаза. Заплакала особенно горько, когда разговор зашел о ней, о ее судьбе.

"У нее были дети. Дочка продала дом, и даже не попрощавшись, уехала за границу. Сын умер. Тогда она бросилась под поезд, но выжила. Пристанище нашла в прачечной больницы в Дигоми. Когда я увидела ее впервые, у нее были сильно отекшие ноги, потому что восемь лет она не ложилась, спала сидя".

В той больнице и познакомились Марина с Жанной, а несколько месяцев назад беспризорная женщина стала членом этой семьи. Сегодня тех, кого приютила Марина, – уже девять человек. Но не всегда к Марине попадают бездомные. Хозяйка дома не скрывает своей глубокой горечи от того, что к ней часто обращаются дети, желающие поскорее избавиться от родителей:

"Очень холодные стали люди", – говорит она. – "Помню, у мамы были протезы на обеих ногах. Но когда бабушке было плохо, она, передвигаясь на костылях, смотрела за мамой. Это был пример для нас, шестерых ее детей".

В доме Марины живет лишь часть людей, которых она приютила. Остальные находятся в квартире ее родственницы, которую та ей временно уступила. Вот и приходится разрываться Марине между домом и квартирой.

Одета она по-домашнему, наспех заколоты волосы, лицо осунулось от усталости. У Марины своя семья: двое мальчиков-подростков и девочка. Муж приходит домой изредка – помогает строить церковь на окраине города. Пока лето, мальчики работают с ним.

"Встаю очень рано, в половине шестого, дел очень много, утром надо покормить мальчиков, приготовить им одежду, отправить на работу – в 7 часов они должны быть там. Когда дети уходят, готовлю кашу для бабушек. Потом, кому памперсы меняю, кому лекарства даю. Утром или вечером стараюсь за огородом присмотреть, полить. Потом стираю, глажу. Днем тут ничего не делают, все отдыхают. Вот тогда иду туда (в другую квартиру), смотрю, что там надо сделать. Потом, если вызывают в больницу, иду делать перевязки. После больницы – на рынок. А вечером их всех выкупать надо…" – говорит Марина.

Судьба самой Марины – это отдельная тема. Как-то, когда болела дочь и собрались долги, она обратилась за помощью к депутату парламента Михаилу Мачавариани. Тот помог получить студенческую визу в Англию:

"Пока я учила английский в Йорке, параллельно работала в хосписе, там же научилась готовить бельгийский шоколад. Параллельно я получила сертификат повара".

Семья Марины очень набожная. Войдя в ее дом, легко почувствовать запах меда – из пчелиного воска она делает настоящие церковные свечи.

"Марина, когда я пойду замуж, ты зажги эту большую свечку", – шутит Жанна.

Свечи лежат на полке, уставленной иконами. "Это полка для души, а та, что пониже, с лекарствами, – для тела", – шутит Марина. На самой нижней стоят книги. В комнате, кроме книжного шкафа, четыре кровати – они принадлежат тем, кому Марина дала кров. Сама, вместе с детьми и мужем, спит в соседней комнате. Места не хватает, вот мальчикам и поставили двухэтажную кровать.

Марина мечтает о большом доме с большим двором. Но вот осуществить эту мечту не так легко. Государство с помощью не спешит, да и просто людей, желающих помочь, не так много. Но свои переживания Марина от бабушек скрывает. Говорит, когда все ложатся, она позволяет себе расслабиться и даже поплакать: завтра будет еще один день, чем же накормить большую семью?

Уже на обратном пути, когда Марина взялась проводить меня, она в двух словах поведала о молодой девушке, которую пригрела. Девушка беременна, к Марине ее прислали из Патриархии. Отец ребенка, как и семья девушки, отказались от нее. Теперь на всем белом свете у нее лишь уголок в доме Марины и сама хозяйка, не оставившая ее в беде.