"Развод" или введение апартеида?

Сергей Маркедонов

Криминальный инцидент и массовые акции протеста с требованиями о выселении этнических чеченцев в маленьком городе Пугачев Саратовской области снова актуализировали проблему Северного Кавказа. И не просто проблему отдельного региона в составе России, а вопрос принципиальной важности для существования самой РФ. Речь идет о перспективах совместного проживания русских и представителей кавказских народов в рамках общей страны. Лозунг "Хватит кормить Кавказ!" в разных вариациях и интерпретациях завоевывает все большее количество умов. Однако его последовательная реализация чревата серьезными издержками и для Северо-Кавказского региона, и для России в целом.

После распада Советского Союза прошло уже более двух десятков лет. Однако Северный Кавказ по-прежнему остается самой сложной внутриполитической проблемой в современной России. При этом стоит обратить внимание на некоторые метаморфозы. Если в 1990-х годах угроза сецессии исходила в первую очередь из самого региона (казус Чечни был лишь наиболее ярким и последовательным ее проявлением), то сегодня о "разводе" между Кавказом и Большой Россией все чаще говорят не региональные, а столичные интеллектуалы. И всякий раз после массовых акций, подобных тем, что пришли недавно в Саратовской области, эти аргументы воспроизводятся с новой силой.

Your browser doesn’t support HTML5

"Развод" или введение апартеида?


При этом мотивация у сторонников освобождения от "кавказского бремени" может быть разной. Кто-то выступает за отделение проблемного региона, а кто-то за фактическое (и даже формально-юридическое) введение режима апартеида. Для некоторой части русских националистов "Россияния" ("эрэфия") размывает этническую идентичность русских, не позволяет им реализовать их национальные чаяния. Но не одни националисты предъявляют к Северному Кавказу массу претензий. Свой счет имеется и у отечественных либералов, уверенных в том, что без кадыровских стопроцентных голосований за "партию власти" и лично за господина Путина дорога России к свободе будет не столь извилистой. Как будто бы пресловутый административный ресурс используется избирательно только в семи республиках и никак не затрагивает две российские столицы и другие города и области центральной России?

Между тем подобные оценки и выводы базируются на опасных и контрпродуктивных мифах. Главный из них – это взгляд на Кавказ не как на часть общероссийского политического процесса, а рассмотрение его в виде этнографического заповедника, зоны отсталости и архаики. Непраздный вопрос: а по каким европейским рецептам было организовано передовое аграрное хозяйство в казачьей станице Кущевской? И с каких это пор московскую или питерскую "системы" можно считать образцами транспарентности, свободными от борьбы неформальных кланов? У них нет опоры на этничность? Так поищите другие опоры и матрицы, их не так уж трудно найти, было бы желание. Российские федеральные чиновники любят противопоставлять хаосу 90-х годов порядок путинской "вертикали". И в самом деле, в руках центра армия, МВД, ФСБ, суды, многочисленный аппарат полпреда в Северо-Кавказском округе. Почему же они не рассматриваются как ответственные за имеющуюся "клановость" и непотизм в отдельно взятом регионе.

Если же говорить о внутренней миграции, то она началась отнюдь не сегодня. Переезд чеченских и дагестанских чабанов в восточные районы моей родной Ростовской области имел место еще в 1960-х годах. И таких примеров не так уж мало. Достаточно вспомнить т.н. отхожие промыслы или пресловутые шабашки, в которые в условиях советской "скрытой безработицы" были активно вовлечены жители Северного Кавказа. Сегодня этот процесс подстегивается благодаря социально-экономическим проблемам внутри северокавказских республик и, прежде всего, трудоизбыточности. В любом случае он диктуется логикой современных процессов, а не "законами гор". Понятное дело, любые переселения сопровождаются не просто контактами с местным населением, но и конфликтами. И задача власти (особенно в многосоставном обществе) держать эту ситуацию под жестким контролем и способствовать гармонизации "цветущей сложности".

Но "развод" с Северным Кавказом или введение апартеида не решат ни одной из проблем, существующих сегодня. Во-первых, не надо иллюзий. Ампутация одной национальной окраины создаст прецеденты для других. Это уже не Косово и не Абхазия, речь-то идет о сегодняшних российских границах! Никто еще не доказал, что проект "Россия для русских!" с радостью подхватят татары, башкиры, тувинцы. Частичное укрепление "русского ядра" лишь актуализирует с новой силой те проблемы, которые сегодня кажутся несущественными. Но самое главное – это то, что отделение не спасет Россию от этнической миграции с Кавказа. У региона нет достаточных ресурсов для объединительной кавказской государственности, а имеющихся противоречий внутри и без федерального центра хватает с лихвой. Все это умножает риски конфликтов и более высокого, чем сейчас, политического насилия. Куда, спрашивается, в таком случае податься жителям региона? Ведь США и Европа намного дальше, чем Россия, в которой уже имеются многочисленные этнические сообщества народов Кавказа. Кстати сказать, рассуждая про возможные "разводы" и отделения, не стоит забывать и про русские общины, остающиеся еще в западной части российского Кавказа.

Если же говорить о закреплении апартеида, то есть фактически раздельного сосуществования "русской" и "нерусской" этнических территорий, то такие практики могли работать в условиях XIX столетия. Век спустя они оказались практически всюду битыми, в первую очередь вследствие роста национальной интеллигенции, которая, к слову сказать, на Северном Кавказе уже имеется. Поэтому попытки жесткого закрепления "своих" и "чужих" территорий ни к чему, кроме новой серии конфликтов и окончательной дезинтеграции, не приведут. Чем чревата эта дезинтеграция, наверное, не надо объяснять тем, кто уже пережил распад единой страны. Впрочем, "история Пугачева", похоже, заставляет активизировать такую объяснительную работу.