Кредита больше нет

Инал Хашиг

Президент Александр Анкваб может немного перевести дух. Побывавший на прошлой неделе в Сухуме полпред президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин привез радостную весть из Москвы: в рамках Комплексного плана Содействия социально-экономическому развитию Абхазии Кремль раскошелится в этом год на 2,6 миллиарда рублей. Из этой суммы 1,5 миллиарда уйдет на зарплату бюджетникам, а оставшиеся 1,1 миллиард – на строительство и ремонт различного рода социальных объектов.

Однако чиновники, хоть и демонстрируют «великую радость», обрушившуюся на них, но в душе, наверняка, испытывают совершенно иные чувства. Даже если бы они умели по-голливудски улыбаться, воцарившуюся среди них глубокую печаль и тревогу скрыть не удается. Ведь надеялись-то на большее.

Год назад Москва определила размер новой трехлетней помощи Абхазии в 30 миллиардов рублей. В среднем выходит по «десятке» за год – из этого абхазские чиновники и исходили. В ожидании «золотого дождя» власти велели строительным компаниям, раздобревшим на ниве освоения российских траншей, срочно увеличить темпы работ. Те послушно ускорились, кое-где даже перешли на круглосуточный режим. Однако из-за финансовых проблем уже к концу весны начались пробуксовки. Спустив легально накопленные активы, затем, потратив из чулка «напиленное», и под конец, вдоволь поработав в долг, к приезду Хлопонина абхазская стройплощадка практически встала. По самым минимальным оценкам независимых экспертов, правительство задолжало строителям и поставщикам стройматериалов в общей сложности 1,4 миллиарда рублей. Если к этой сумме приплюсовать краткосрочный кредит в размере 250 миллионов рублей, взятый у Приднестровья (его необходимо погасить к 1 сентября), то даже с учетом 1,1 миллиарда ожидаемой помощи, баланс все равно будет отрицательным. А учитывая, что долги строителям накопились за объекты, проходящие по старому трехлетнему плану, за который Россия уже давно перечислила в абхазский бюджет все до копейки, а новый транш дается под строительство новых объектов, отрицательное сальдо будет только расти. В общем, власти надеялись на полноценный обед, но долгожданная трапеза, к всеобщему разочарованию, ограничилась лишь легким аперитивом. Даже закусить не дали.

Между тем, с недавних пор российская финансовая помощь оказалась чуть ли не единственным ресурсом, способным хоть как-то сдержать стремительно падающий рейтинг доверия власти. Параллельно с визитом московского вельможи в Сухуме произошло еще одно примечательное событие. В Координационный совет объединились все кому, так или иначе, не симпатичен президент Александр Анкваб. Среди них те, кого полгода назад представить сидящими за одним столом можно было разве что в очень фантастическом по своему сюжету сне. Сейчас в союз вошли не только битые временем оппозиционеры из «Форума народного единства» и «Ахяца», не только недавний форпост власти «Единая Абхазия», оказавшаяся в оппозиции в связи со «вновь возникшими обстоятельствами», но и центристская Партия экономического развития. А ведь лидер последней Беслан Бутба меньше года назад был назначен президентским указом торгпредом в Латинской Америке.

То, что популярность Александра Анкваб резко упала, косвенно подтверждают и завершившиеся в минувшую субботу довыборы в парламент по Новому району Сухума. Один из лучших представителей президентской команды, ученый и телеведущая, Ирина Агрба с треском уступила оппозиционеру Дауру Аршба. И это в том округе, где два года назад во время президентских выборов Александр Анкваб, набрав под 60% голосов, не оставил ни единого шанса своим конкурентам.

Кредит доверия, в свое время выписанный Александру Анкваб обществом (и многие, кстати, верили, что у него получится) был разбазарен впустую. От него ждали системных преобразований, жесткой борьбы с коррупцией и всякого рода преступностью, создания эффективной экономики, но, увы, за два года президентства «Железного Алика» воз проблем даже на миллиметр не сдвинулся в сторону их разрешения. Два этих года он строил все подряд: школы, больницы, стадионы, даже дорогу и высоковольтную ЛЭП к отданному в аренду СухумГЭС подвел, но только не государство.

Со своим кредитом он поступил так же, как это сделал один из моих дальних родственников. Парень, которому родной дядя подарил большую сумму, чтобы племянник «встал на ноги», просто купил крутую тачку, оделся от кутюр, и от души погулял в крутых ресторанах. Бизнеса, читай – будущего, нет, но зато сколько впечатлений! С тех пор дядя зарекся кредитовать племянника.

У Александра Анкваб, хоть время и давит неумолимо, еще не все потеряно. Весь вопрос: рискнет ли он поменять удобную и комфортную роль прораба на обычной стройке на роль реформатора погрязшего в проблемах государства?