Следствию адвокат не нужен

Десятки жалоб от адвокатов поступают в прокуратуру, неправомерные действия следственных органов оспариваются в судах, однако пресечь эту порочную практику пока не удается.

Проблемы с недопуском адвокатов к подзащитным в республиках Северного Кавказа очень часто озвучиваются на различного рода правозащитных форумах и в средствах массовой информации. Десятки жалоб от адвокатов поступают в прокуратуру, неправомерные действия следственных органов оспариваются в судах, однако пресечь эту порочную практику пока не удается.

О проблемах с допуском независимого адвоката к задержанному жителю Ингушетии Урусхану Караджеву ПЦ "Мемориал" уже сообщал в начале июня т.г. После того как Караджева доставили в ИВС при МВД по РСО-Алания, доступ к нему был ограничен следственными органами. После вмешательства в эту ситуацию ингушского омбудсмена адвокату разрешили встречу с подзащитным, но только для того, чтобы услышать отказ от своих услуг. Родные Караджева уверены, что Урусхан принял это решение против своей воли под физическим и психологическим воздействием со стороны силовиков. Другой адвокат, которого следствие само назначило Караджеву, с его родственниками на связь так и не вышел, а самого задержанного пытался уговорить заключить со следствием досудебное соглашение и тем самым признать вину во вменяемом ему преступлении.

Your browser doesn’t support HTML5

Международные новости


Такое развитие событий не устроило родных Урусхана Караджева, и они заключили соглашение с новым адвокатом Магомедом Гагиевым. 3 июля Гагиев встретился с Караджевым в СИЗО №1 г. Владикавказ и договорился с ним о том, что будет осуществлять его защиту на всей стадии предварительного следствия. Караджев написал письменное заявление с отказом от услуг назначенного следствием адвоката. Гагиев направил на имя руководителя следственной группы ГСУ СК РФ по СКФО Авдеева А.П. ходатайство об ознакомлении с протоколами следственных действий, а также попросил уведомлять его о планируемых следственных действиях.

12 июля Гагиев снова посетил своего подзащитного и узнал от него, что за несколько дней до этого Урусхана вывозили на беседу в служебный кабинет следственной группы ГСУ СК РФ по СКФО, расположенный в здании МВД по РСО-Алания, где пытались склонить к отказу от услуг адвоката Гагиева. В противном случае Караджеву угрожали переводом в ИВС МВД по РСО-Алания и применением физического насилия. Не добившись от него согласия, следователи дали ему 2-3 дня на размышление.

13 июля адвокат направил по факсу еще одно ходатайство на имя руководителя следственной группы Авдеева А.П. с указанием на недопустимость подобных действий со стороны должностных лиц, а 15 июля один из следователей следственной группы уведомил Гагиева о том, что он не будет допущен к защите Караджева. Просьбу адвоката отправить ему уведомление об отказе по факсу представитель следственной группы проигнорировал.

16 июля Караджева переводят из СИЗО №1, но адвокат не смог получить информацию о том, куда именно перевели его подзащитного. 19 июля, после обращения адвоката в ОНК по РСО-Алания руководитель комиссии Кучер А.В. сообщил Гагиеву, что его подзащитный находится в СИЗО№6 г. Владикавказ. Осталось неясно, почему заключенного в спешном порядке перевели из СИЗО республиканского подчинения в СИЗО, напрямую подчиняющийся ФСИН России. На следующий день адвокат попытался встретиться с Урусханом, но его не допустили, предложив приехать после выходных.

"Я считаю незаконными действия руководителя следственной группы Авдеева, которые выразились в отказе заявленных мной на его имя ходатайствах, а также недопущения меня к участию в уголовном процессе в качестве защитника, и намерен обжаловать этот отказ в судебном порядке", – заявил в беседе с сотрудником ПЦ "Мемориал" адвокат Магомед Гагиев.

Он опасается, что, пока ему придется добиваться справедливого решения этого вопроса в суде, на Урусхана Караджева снова будет оказываться психологическое и физическое воздействие.

Не так давно осетинские адвокаты Марк Гаглоев и Джабраил Габачиев опубликовали статью "Российское "Гуантанамо" на Северном Кавказе", в которой, в частности, пишут: "А пока в ИВС МВД по РСО-Алания продолжаются пытки подозреваемых и обвиняемых, которые, находясь в их руках, сознаются во всяких мыслимых и немыслимых грехах, а потом обвинения "лопаются" в судебных заседаниях… Тогда вину за развал дел следственные органы стараются переложить с "больной головы на здоровую", на "продажных" судей и "ушлых" адвокатов".