Можно продавать все, но не землю

Жители сел протестовали против передачи участков в собственность иностранцам, в некоторых случаях они даже не давали им возможность вспахивать землю

Transparency International – Georgia намерена подать иск в Конституционный суд – в тбилисском офисе международной организации считают противозаконным временное ограничение прав иностранцев на приобретение земельных участков в Грузии. Однако в парламенте введенный запрет объясняют необходимостью разработки единой земельной политики.

До 31 декабря 2014 года иностранным физическим и юридическим лицам, зарегистрированным как в Грузии, так и за ее пределами, запрещено покупать в стране землю или получать ее в наследство. Соответствующую поправку в закон "О земельной собственности сельскохозяйственного назначения" парламент Грузии принял 28 июня нынешнего года. Изменение вызвало протест со стороны правозащитной организации Transparency International – Georgia. Представитель организации Гия Гвилава поясняет, почему поправку в организации считают антиконституционной:

Your browser doesn’t support HTML5

Можно продавать все, но не земли


"26 июня 2012 года Конституционный суд признал антиконституционным решение ограничить право на приобретение земли иностранцами. Соответственно, его решение до этого момента остается в силе. Внесение подобных изменений, даже в виде временного ограничения права на приобретение земли иностранцами, – это нарушение прошлогоднего вердикта Конституционного суда. Решение, уже принятое однажды Конституционным судом, парламент изменить не вправе".

Тем не менее председатель аграрного комитета парламента Гигла Агулашвили утверждает, что законодательство Грузии по земельной собственности слишком туманно. Поэтому законодательный орган страны дает правительству полтора года на разработку пакета поправок, которые сделают четкими и понятными все пункты:

"В общей сложности за полтора года мы намерены принять такие четкие нормативы, которые сделают закон простым и понятным как для иностранцев, так и для граждан Грузии. То есть все, кто пользуются землей, получат условия, которые при адекватном отношении со стороны государства обеспечат безопасность в земельном вопросе".

О необходимости решения вопросов, связанных с собственностью, говорят и в тбилисском офисе Transparency International. Однако в организации не понимают, как право иностранцев на покупку земли может повлиять на разработку единой национальной политики по земельной собственности.

Гия Гвилава опасается, что принятая поправка негативно отразится на инвестиционной среде. Кроме того, сотрудник Transparency International хотел бы знать, в чем суть проблем, которые возникли в сфере экономической безопасности страны.

Тем не менее Гигла Агулашвили продолжает настаивать, что в законодательстве по сей день отсутствуют четкие условия передачи земли в собственность:

"Когда землю передавали в аренду или продавали, не было гарантий, что страна не пострадает, если мы будем выполнять условия инвестора. К примеру, должны ли мы содействовать инвестору, если его интенсивное производство быстро истощит землю? Ответ сам по себе однозначен – нет. Но сегодня закон это не регламентирует".

В парламенте не говорят, повлияли ли на решение законодательного органа протесты, которые вспыхивали в последнее время в разных регионах страны. Жители сел протестовали против передачи участков в собственность иностранцам, в некоторых случаях они даже не давали им возможность вспахивать землю:

"Не должны были мы продавать им земли. Можно продавать все, но не земли. Всегда все войны начинались из-за земли. Разве можно менять ее на деньги?!"

"Мы не собираемся уступать землю! У нас растет будущее поколение, а наши предки проливали кровь за землю. Мы их не впустим сюда!"

Кроме этих причин местные жители называют еще одну – политическую. По их мнению, за иностранными инвесторами стояли представители прошлых властей.