Безвольное оклоакивание грузинской журналистики…

Ираклий Берулава aka Berg_man

Со странами знакомятся по-разному. По запахам, манерам, мимике, одежде, чистоте унитазов, походкам, декламированию мыслей и качеству последних.

Маленькие страны, чем дальше от Запада, тем больше поражены культурным инцестом. Похожесть детей на родителей очень сильна. Любые попытки культурных меньшинств протестовать и стремиться к новому тонут в традиционном вязком мейнстриме…

Грузия – самая свободная территория для взглядов и мнений на Кавказе. Сравнивать ее в плане свободы слова с соседями по региону - признавать незнание ситуации в регионе.

В Азербайджане СМИ вопиюще несвободны и страдают восточным дурновкусием. В Армении - посвободнее, но придавлены "борьбой", оторванностью и локальностью.

Северный Кавказ - часто пример того, как XXI век не может войти в сознание людей, желающих жить в другом измерении… Цахесы в папахах, убийства журналистов, даже для России СК в этом плане – выгребная яма. Когда пишешь о Северном Кавказе, на ум часто приходит Уэллс и его "Остров доктора Моро".

Беллу по-прежнему тиранят, но она держится за это, считая Родиной. Печорин за прошедший период стал для нее еще более чужим, как, впрочем, и она для него.

В Южной Осетии и Абхазии дефицит людей и разнообразия мысли, и всерьез говорить о развитии журналистики в "подвешенных на неопределенности", травмированных "героической борьбой" российских погранзаставах, - думаю, пустая трата времени.

Турция – по-прежнему не птица и мечта, в основном, для детей хабалок и кекелок. Черное море не имеет журналистики, но заграждает выход в Европу, хотя то, что за Черным морем - Болгария, Румыния, осколки Югославии и Ко., со своими Пшичеками и Куяновичами, – никаким магнитом являться, по сути, для Грузии не может. Там нет ни денег, ни манящих ценностей, ничего от той Европы, к которой принято тянуться, кроме вводящих в заблуждение, вычурных вывесок "Евросоюз" и "НАТО".

Тем не менее, находясь в таком окружении, в начале нулевых Грузия могла похвастаться "свежим дыханием" - телекомпанией "Рустави 2". Думаю, она чем-то походила, с поправкой на амбиции и размеры, на НТВ 90-х. Качественная картинка, молодые, с новой хваткой и почерком журналисты, высокие зарплаты, постоянные "западные" тренинги – для Кавказа это было очень круто по тем временам.

Ушел старый, слабеющий Шеварднадзе – молодой вряд ли уступил бы крикливому петушку. К власти пришли новые, прозападные лица, во многом благодаря "Рустави 2". И, как это часто бывает, оптимистическая песнь закончилась.

Миша начал с "Рустави 2", переспав с ней и сделав карманной телекомпанией. То есть журналисты из борцов за свободу слова в одночасье превратились в сытых индюков, с достоинством склевывая с руки и набирая вес.

Вечный попрошайка власти - Общественный вещатель - плавно стал мишиным.

В 2007 году президент в буквальном смысле слова унизил свободу слова в Грузии, когда спецназ ворвался в здание телекомпании "Имеди", разогнав журналистов… Мол, враги и агенты Кремля. Все это под хихиканье мессии и молчание его телекомпаний. Потом, после смерти Патаркацишвили, он передал телекомпанию какому-то маленькому человеку из своей свиты, и тот сытно управлял ею вместе с женой. Мистер-Твистер безмолвствовал!

В итоге все три центральные телекомпании Грузии стали пресс-службами президента!

Именно тогда мне стало окончательно понятно, что протест в Грузии совершенно гламурен, и не надо искать глубины на мелководье. Кто больше даст, и у кого больше власти, для того и будут исполняться гордые грузинские танцы и накрываться богатые грузинские застолья.

После 2007 года в Грузии, по сути, остались две телекомпании, неподвластные Мише, – "Маэстро" с мизерным ареалом вещания и "Кавкасиа" - микс провинциального звиадизма и насмешка над словом "технология". И те сохранялись для бравирования на Западе: мол, смотрите, вот она, оппозиция… Запад продолжал слушать и есть. Ценность Грузии заключалась больше в постоянном провоцировании "империи зла", и болтливый президент прекрасно с этим справлялся.

При Саакашвили были созданы уродливые полицейские телепроекты - "Алания", "Реал ТВ" и, наконец, "ПИК". Последний – яркий пример того, как легко можно опорочить любую идею, если нет вкуса и воли. Я не хочу даже писать об этом: человек, не чувствующий, насколько все это смердело коррупцией и холопством, думаю, и не должен утруждать себя какими бы то ни было вопросами. Такая вера похожа в чем-то на темное "алахакбарство".
Мои посты, написанные под горячую руку по происходящему в грузинской журналистике тогда:

"Революция роз в Грузии" уходит в небытие в стране, реагирующей на веники в жопе. И про проклятое ОВГ

В открытую брезгую толстокожими обывателями! Последнее слово о ПИКе!

Опущенный "ПИК" вконец стал ПУКом..Судьба маленьких похотливых стран...

Уже к 2008 году грузинские СМИ походили на среднюю журналистку, социально зависимую, поверхностно образованную, невоспитанную и наглую, и при этом не стесняющуюся работать открыто на хозяина. Здесь вообще не принято стесняться. Невежество настолько обыденно, что никого не раздражает. Посмотрите на главных теледив Грузии последних 10 лет и сделайте свой вывод!

Да, знаю, мне кивнут на соседей, но они мне неинтересны, потому что спят! Я пишу конкретно о Грузии, как о погасшем маяке, а не изначально - маятнике!

Грузинская журналистика при Мише была выстроена по образу и подобию несчастного избирателя. Нередко ее главная функция - воспитание "гордых дебилов". Исключения, конечно, были и есть, но речь не о них!

Обратите внимание, что наиболее одиозные, "некрасивые" журналисты проводили огромное количество времени на тренингах на Западе. На СМИ были потрачены огромные ресурсы. Но возвращаясь, они демонстрировали, что изменить менталитет человека, сформированного к 18 годам школой, семьей, ценностями, вузом, церковью практически невозможно.

Английский в журналистике стал лучше, форма – ближе к западной, но содержание оставалось, при хорошем обонянии оценивающего, прежним.
Грузинская журналистика и при Мише, и сейчас втоптана в родную клоаку – непотизм. Помню плачущих в эфире журналистов-"защитников" Шеварднадзе, не хочу размениваться на фамилии, но "эти" и при Мише были востребованы вместе с женами и друзьями, и при Иванишвили не останутся без работы. Да что журналисты, большинство НПО - обычные грузинские кланы, куда редко залетит чужая птица.

Западники в Грузии напоминают обычный совок. Грузинские НПО...

Когда пишут о разнообразии взглядов в газетах и на радио, это вызывает улыбку. Газеты умирают решительно, являясь сегодня «пищей» разве что для пенсионеров всех возрастов. О радио и говорить не стоит. Жвачка для водителей. Средняя зарплата там до 300 долларов – о каком свежем взгляде и борьбе может идти речь? Избиратель везде на постсоветском пространстве жует сто раз пережеванное, сидя у экранов и впитывая в себя глупость центральных каналов. Они продолжают оставаться для него практически единственным окном в мир. Особенно это касается несчастной, убогой, провинции. Не общайтесь с детьми Ангелины! Россия и Грузия, которые для меня чужие. ОРТvsДождь

Если хотите карикатуру на западные ценности в грузинской журналистике, поезжайте в одну из около 30 региональных телекомпаний Грузии и нарисуйте портреты директоров. Почти все оказались в медиа случайно, они с таким же "успехом" могли владеть хинкальными или продуктовыми магазинами.
Интернет, социальные сети, гражданская журналистика, гранты, идеи… Здесь почти все завязано на фикции, на пыли в глаза, на искусственности.
Журналисты, активисты, неформалы, студенты… где они? Либо огламуриваются, либо уходят в тень, либо уезжают из Грузии. В Тбилиси пошел снег и сразу растаял… новые поколения падают хлопьями

В стране не слышен протест, все поглощает сытость людей, удовлетворяемых куском хлеба. То, что кричат взахлеб "ягрузины", – не протест, а сущность.
Послушайте со стороны Саакашвили… Он говорит с людьми, как с быдлом, которое ничего до него не имело. И быдлу нравится, потому что оно не имеет памяти, зато вилять хвостом перед власть имущим – родовая черта. Да, Грузия выглядит много лучше в сравнении со странами, больными некрофилией и поклоняющимися памятникам, но разве ее прогресс будет всегда завязан на сравнении с соседями? Если так, то как можно любить то, что мы имеем, и стремиться упрочить это?

Гражданские журналисты ищут гранты :)

Журналисты от власти в большинстве преподают в вузах. Журфаки стали прибежищем провинциальных девиц, стремящихся замуж, и мальчиков, находящихся в приграничном состоянии, ищущих свою сексуальную нишу. Реально грамотные ребята из сильных семей в журналистику не идут.
Язык, на котором говорят журналисты, как правило, язык глупости, а глупость - синоним агрессии и ненависти.

Мой недавний доклад на эту тему. Язык ненависти в грузинских СМИ

Совок уходит, что приходит взамен? Православная матрешка – Патриарх Грузии - главный авторитет, во многом благодаря журналистам и тому же Саакашвили. Население повально употребляет дешевую траву, пишу это прямо, так как в обществе вера в лицемерного и удачливого чиновника - догма. Почти все хотят хозяина, требуют его, ищут по своему образу и подобию. Критика себя, родителей, детей на нулевом уровне. Не забуду, как в одной из рейтинговых программ член попечительского совета Общественного вещателя заявил, что слово Патриарха выше закона. И тогда в грузинской журналистике я не заметил особого протеста против этого.

Когда-то, в начале 90-х, Гамсахурдиа говорил, что Грузия, если бы не Россия, стала бы Швейцарией. Не знаю, как насчет швейцарцев, но "швейцар" - подходящее слово для значительной части грузинских журналистов, работающих чиновниками в "госСМИ".