36-я попытка. Без прорыва

Иностранные наблюдатели, которые принимали в участие во встрече, тоже не остались в стороне от обсуждения вопроса об освобождении задержанных за так называемое незаконное пересечение границы

В грузинском селе Эргнети прошла очередная 36-я встреча в рамках Механизма по превенции инцидентов и реагированию на них (МПРИ). Главной темой обсуждения стало возведение заграждений вдоль административной границы и ограничение свободы передвижения местного населения.

Главной темой на традиционной встрече в селе Эргнети вновь стал вопрос о возведении заграждений на границе конфликтного грузинского региона. Местное население лишено возможности свободно передвигаться, заявляет грузинская сторона, отмечая и то, что колючая проволока мешает и сельскохозяйственной деятельности. К этому уже не раз обсуждавшемуся вопросу добавился и новый: перед началом встречи стало известно о задержании еще одного местного жителя – Михаила Хуриева. 63-летнего жителя деревни Цителубани арестовали и увезли в КПЗ цхинвальской милиции, когда он косил сено на собственном поле. Как говорят односельчане Хуриева, его задержали люди "в российской военной форме", причем, по их словам, для этого военным пришлось перейти на контролируемую грузинской стороной территорию.

Your browser doesn’t support HTML5

36-я попытка. Без прорыва


По сведениям грузинской делегации Михаилу Хуриеву будет предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы самопровозглашенной республики. По словам главы аналитического отдела МВД Грузии Давида Суджашвили, грузинская сторона выразила протест по этому поводу:

"Мы потребовали безоговорочного освобождения наших незаконно задержанных граждан. Сейчас в руках осетинской стороны находятся шесть человек, которые арестованы по незаконным обвинениям".

Встреча в селе Эргнети проходит уже в 36-й раз, она созывается при посредничестве миссии наблюдателей ЕС и спецпредставителя ОБСЕ. Иностранные наблюдатели, которые принимали в ней участие, тоже не остались в стороне от обсуждения вопроса об освобождении задержанных за так называемое незаконное пересечение границы.

По словам членов грузинской делегации, острее всего дискуссия проходила по наболевшему вопросу об установлении заграждений вдоль административной границы. Член грузинской делегации Каха Кемоклидзе отметил, что стороны пока далеки от взаимопонимания:

"Мы поставили этот вопрос первым на повестке дня, но наши цхинвальские коллеги не согласны с нашими претензиями. Они считают, что это внутреннее дело так называемой югоосетинской республики. Мы с этим категорически не согласны, так как эти заграждения возводятся в нарушение договоренностей, в том числе и соглашения о прекращении огня от 2008 года, и ограничивают передвижение местных жителей".

Осетинская делегация, которую возглавлял Хох Гаглойты, по словам Кемоклидзе, вообще отказалась говорить о колючей проволоке. Сам Хох Гаглойты называл его "уже решенным вопросом, который не подлежит пересмотру".

Иностранным же наблюдателям этот вопрос бесперспективным не показался, и сопредседатели встречи договорились о совместных поездках к местам возведения приграничных заграждений. Они пообещали также вынести этот вопрос на обсуждение в Женеве. В следующий раз переговоры в Эргнети пройдут 16 сентября.

* * *

Как отметил глава югоосетинской делегации Хох Гаглойты, на встрече, как всегда, обсуждалась статистика происшествий на границе. Количество задержаний увеличилось, но в то же время вопрос освобождения задержанных решался быстро. Никто не оставался под арестом более трех суток.

Главная тема, как и на прежних встречах, – это вопрос обустройства границы между странами. Против жестко выступает Грузия, которая и вынесла этот вопрос на обсуждение. Однако югоосетинская сторона высказалась за изъятие этого вопроса из повестки дня, так как установка заградительных сооружений проходит по территории Южной Осетии и комментариям извне не подлежит, заявил Хох Гаглойты. Также он добавил, что этот вопрос по инициативе грузинской стороны уже поднимался, был изучен, и ему была дана оценка:

"Было сделано заявление, что постановка вопроса грузинской стороной носит дезинформационный и пропагандистский характер. Поэтому на сегодняшней встрече югоосетинская сторона уже не принимала участие в изложении позиции по этому вопросу, и дальнейшая подобная постановка была отмечена югоосетинской делегацией как бесперспективная".

Представитель грузинской делегации на переговорах МПРИ Кахабер Кемоклидзе после встречи, напротив, заявил, что вопрос заграждений будет подниматься грузинской стороной на форматах МПРИ и Женевских дискуссиях до тех пор, пока не будет урегулирован.

Грузинские журналисты спросили Гаглойты о возможных изменениях в порядке пересечения границы с Грузией в Ленингорском районе Южной Осетии. По словам председателя югоосетинской делегации, никаких фундаментальных изменений этот порядок не предусматривает:

"Единственное изменение, которое произойдет, – станет невозможным пересечение границы на автомобильном транспорте. Однако, что касается личных вещей, ручной клади, все ровно в том же режиме, как и было до сих пор. Это делается лишь для того, чтобы вести более эффективный контроль над перевозом товаров народного потребления через этот пункт пересечения".

Для удобства жителей со стороны Южной Осетии может быть организовано транспортное сообщение до пункта пересечения границы с Грузией, добавил Хох Гаглойты.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия