"Суд присяжных" для спецоперации

В августе 2012 года в Лопотском ущелье произошло столкновение грузинского спецназа с группой вооруженных людей, скрывавшихся в лесном массиве: в результате операции погибли трое спецназовцев и 11 боевиков

В Грузии активно обсуждают идею Народного защитника – создать специальную комиссию по расследованию спецоперации в ущелье Лопота, когда в конце августа 2012 года грузинский спецназ вступил в бой с группой боевиков. Депутаты от "Национального движения" выступили против этого предложения.

Парламент Грузии должен инициировать независимое расследование инцидента в Лопотском ущелье, заявил Народный защитник Грузии Уча Нануашвили. В своем докладе, подготовленном для грузинского парламента, он уделил большое внимание прошлогодней Лапанкурской операции. По словам Нануашвили, расследование продвигается медленными темпами и у общественности появились сомнения в его объективности.

Напомню, что в августе 2012 года в Лопотском ущелье Грузии произошло столкновение грузинского спецназа с группой вооруженных людей, скрывавшихся в лесном массиве. В результате операции погибли трое спецназовцев и 11 боевиков. Вооруженная группа, по официальной версии, намеревалась перейти с территории Грузии в Дагестан. Однако до сих пор остается неясным, откуда эта группа взялась в Лопотском ущелье. Народный защитник высказал подозрение, что в организации и вооружении боевиков могли принимать участие высшие сотрудники грузинского МВД, в том числе и те, кто до сих пор остается на своих постах. Именно поэтому он считает необходимым создать специальную нейтральную комиссию:

Your browser doesn’t support HTML5

"Суд присяжных" для спецоперации


"Общество не знает деталей, не знает того, что на самом деле произошло в Лапанкури. Мы требуем продолжения расследования и создания специальной общественной комиссии, в которую войдут как грузинские, так и иностранные эксперты. Ее создание должно быть инициировано парламентом, иначе у нее не будет достаточного уровня доверия".

При этом Нануашвили считает, что специальную комиссию необходимо создать и в парламенте – это его давнее настойчивое предложение, которое депутатский корпус проигнорировал. Депутаты захотели дождаться результатов официального расследования, которое затянулось на долгие месяцы.

Особая позиция по Лопотскому вопросу у парламентского меньшинства. Депутат от "Национального движения", во время правления которого и произошел инцидент, Павле Кублашвили раскритиковал позицию омбудсмена по вопросу Лапанкури и вообще выступил против обсуждения этой темы, поскольку она может существенно ухудшить имидж Грузии в регионе. Кублашвили обвинил Народного защитника в предвзятости:

"Омбудсмен безапелляционно заявляет, что эта операция была разыграна спецслужбами, что в Грузии готовят террористов, которые планировали теракты, в том числе и в России. Все это Народный защитник представляет в качестве реальных фактов. И это очень похоже на те обвинения, которые звучат по этому поводу из России. Именно поэтому мы скептически смотрим на доклад омбудсмена".

Грузинский политический аналитик Рамаз Сакварелидзе убежден, что правда о Лопоте имеет огромное значение как для самой Грузии, так и для соседних с ней стран. При этом аналитик сомневается, что предложенная Учей Нануашвили общественная комиссия сможет эффективно способствовать расследованию дела:

"Если подобрать каких-то экспертов, то непонятно, по какому праву они будут принимать решения. Если дать какую-то серьезную функцию этой комиссии, то на нее сразу же будет оказываться давление со стороны заинтересованных лиц. Выдержать такое давление членам комиссии будет труднее [чем официальной]".

Эксперт отметил, что видит только одну пользу от предложенных комиссий – перепроверить результаты расследования комиссии официальной, став своеобразным "судом присяжных" для Лапанкурского дела. Однако Рамаз Сакварелидзе отмечает, что такими "присяжными" вполне могут выступить и депутаты парламента, создав комиссию по расследованию после окончания работы официальной комиссии. По мнению эксперта, в этом случае компетентности у депутатской комиссии будет больше, а доверие к ней – выше.