Предвыборная самоизоляция

По мнению азербайджанского политолога, действия властей связаны непосредственно с предстоящими выборами, и это не первый случай предвыборной самоизоляции страны

ПРАГА---В минувшую пятницу Азербайджан опубликовал список персон нон грата – в нем значится 335 иностранных граждан, которые посещали самопровозглашенную республику Нагорный Карабах. Помимо известных политиков и артистов, в число невъездных в Азербайджан попали политологи (например, наш постоянный автор Сергей Маркедонов) и журналисты (в частности, наш цхинвальский корреспондент Зарина Санакоева). О том, зачем на самом деле азербайджанским властям понадобилась такая акция, незадолго до нашего эфира мне рассказал азербайджанский политолог, директор исследовательского центра "Восток – Запад" Арастун Оруджлу.

Дэмис Поландов: Арастун, Министерство иностранных дел Азербайджана 2 августа обнародовало список лиц, которые объявлены в Азербайджане персонами нон грата за посещение Нагорного Карабаха. В этом списке 335 человек, среди которых чиновники, политологи, журналисты из самых разных точек мира, в том числе многие из России, есть люди из Европы, а также такие известные люди, как испанская певица Монсеррат Кабалье и итальянский певец Аль Бано. Как вы считаете, подобного рода меры приносят какие-либо результаты? Считаете ли вы логичным этот шаг Азербайджана?

Your browser doesn’t support HTML5

Предвыборная самоизоляция


Арастун Оруджлу: Я считаю, что это нелогично, и не только нелогично, но порочно и вредно. Подобную практику в свое время применяло грузинское руководство в отношении оккупированных территорий Грузии – Абхазии и Осетии. В конечном итоге, это не дало никаких результатов. Я считаю, что изоляция людей под предлогом того, что они без согласия азербайджанских властей посетили территорию, оккупированную армянскими властями, в первую очередь служит самоизоляции Азербайджана, потому что эти люди могли бы посетить Азербайджан и узнать азербайджанскую правду о карабахском конфликте. При этом азербайджанские власти своим необдуманным, на первый взгляд, шагом лишают в первую очередь страну возможности донести свою правду до международной общественности.

Люди, которые ездят в оккупированный Карабах, в Азербайджане официальными властями воспринимаются как имеющие симпатии к сепаратистскому режиму и поддерживающие этот режим Армении. На самом деле сегодняшний мир держится на дискуссиях, спорах, где каждая сторона может представить свою точку зрения. Лишая возможности тех людей, которые побывали в Карабахе, посетить Азербайджан и узнать посредством своих прямых контактов с местным населением, официальными лицами Азербайджана, своими коллегами азербайджанскую точку зрения по поводу карабахского конфликта, – это, в конечном итоге, служило бы интересам Азербайджана, по крайней мере потому, что эти люди, какими бы они ни были предвзятыми, в любом случае будут вынуждены говорить об азербайджанской позиции.

Дэмис Поландов: Арастун, неужели азербайджанские власти этого не понимают?

Арастун Оруджлу: Они это хорошо понимают. То, что этот список был опубликован прямо сейчас и все эти люди были включены в список нежелательных лиц для посещения Азербайджана, по моему мнению, имеет другие причины. Это связано непосредственно с выборами, и дело не в том, что певцы Аль Бано или Монсеррат Кабалье, которых в свое время в Азербайджане очень помпезно принимали, вдруг объявляются персонами нон грата.. Когда Монсеррат Кабалье пела в Баку, на ее концерт ходил сам президент Алиев со своей семьей, билеты стоили ужасно дорого – в пределах 500 евро. Все-таки я думаю, что этот список был составлен не из-за Кабалье и Аль Бано, а, скорее всего, из-за журналистов, политологов, экспертов, политиков, которые могли бы посетить Азербайджан в преддверии или во время выборов и освещать те реалии, которые имеют место быть в Азербайджане.

Я могу обосновать это тем, что аналогичный шаг, правда, не связанный с Карабахом, был предпринят в преддверии парламентских выборов 2010 года. Тогда Азербайджан ввел новое визовое урегулирование для иностранных граждан, и получение визы по прибытии в бакинском аэропорту было фактически отменено. То есть это очередной шаг закрытия страны от внешнего мира, и перед каждыми выборами это осуществляется шаг за шагом. К великому сожалению, все это не вызывает должную реакцию у тех международных структур, перед которыми Азербайджан имеет обязательства. Более того, в последнее время мы видим и слышим открытые реверансы в сторону беспредела алиевской власти со стороны очень высокопоставленных официальных лиц международного уровня. Например, таких, как господин Баррозу, который чуть ли не как самый последний член правящей партии в Азербайджане хвалит Ильхама Алиева, и, к сожалению, о других тоже ничего положительного говорить не приходится.