Закомплексованность отношений

В преддверии 5-летия августовской войны 2008 года Дмитрий Медведев в опубликованном Russia Today интервью заявил, что Москва готова к восстановлению дипотношений, но на определенных условиях

Как заявила сегодня министр юстиции Тея Цулукиани, в августе 2008 года Россия вторглась на территорию Грузии и сегодня ее вооруженные силы находятся в нескольких километрах от столицы нашей страны. Поэтому эта страна является оккупантом. Тем не менее дипломатические отношения, по мнению министра, должны быть восстановлены без каких-либо предусловий, уговоров и взаимных обещаний. Таким образом она прокомментировала заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева. В опубликованном вчера Russia Today интервью глава российского кабмина заявил, что Москва готова к восстановлению дипотношений, но на определенных условиях.

То, что Россия позволяет себе говорить на языке ультиматумов, – вина Грузии, говорит глава Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили. Ссылаясь на свой опыт (Менагаришвили – бывший глава МИДа Грузии), он отмечает, что и после прихода новой власти страна так и не сформулировала четкой позиции: чего она хочет от России:

Your browser doesn’t support HTML5

Закомплексованность отношений


"К сожалению, все эти годы наши отношения с Россией были весьма непоследовательны. Так же, как и непоследовательны были наши шаги к восстановлению территориальной целостности. Дело, конечно, в нас, а не в том, как российское руководство ведет политику. Они ведут, как понимают. Это мы должны реагировать на все корректно".

4 июля в интервью Russia Today глава российского правительства заявил, что новое руководство Грузии занимает более прагматичную позицию, а следовательно, ситуация изменилась. Однако восстановить дипломатические отношения Дмитрий Медведев готов лишь на определенных условиях:

"А они простые: просто признание того факта, что произошло. Может быть, это будет идти гораздо более таким аккуратным, сложным путем. Но я уверен, что возврата к прежнему не будет. И вот эта самая печальная страница в наших отношениях последних лет, она будет перевернута и уйдет вместе с исчезновением с политической арены Саакашвили и некоторых других людей, которые причастны к принятию этого преступного решения".

Это заявление политолог Гия Нодия оценил как ужесточение позиции российской стороны:

"Раньше риторика была такова: дипотношения разорвала Грузия, и чтобы их восстановить, она должна этого захотеть. А сейчас Медведев уже говорит, что для восстановления дипотношений Грузия должна пойти на серьезные политические уступки. Это же означает признание Южной Осетии и Абхазии".

Тем не менее некоторые эксперты все-таки заговорили о потеплении отношений. Еще до заявлений премьер-министра России грузинское вино и минеральная вода вернулись на российский рынок. Это стало результатом прямых переговоров между Тбилиси и Москвой.

Грузинскую сторону на этих переговорах представляет Зураб Абашидзе. В интервью "Эху Кавказа" он заявил, что о восстановлении дипотношений пока речи быть не может. Это всеми будет воспринято как сигнал, мол, Грузия смирилась с независимым статусом ее регионов:

"Но если наш диалог даст определенные результаты, если будет прогресс в урегулировании сложных проблем, в том числе тех, которые касаются нашей территориальной целостности, тогда вопрос о восстановлении дипотношений появится в повестке дня".

Абашидзе согласен с Медведевым в том, что грузины должны вместе с абхазами и осетинами решать, жить им вместе или нет, но если российская сторона не будет стимулировать такой диалог, начать его будет трудно.

Трудно без российской поддержки и вернуть беженцев в свои дома, подчеркивают эксперты. Хотя, как заявил Патриарх Грузии после московского визита, Путин якобы пообещал, что вопрос о возвращении беженцев рассмотрят отдельно и ему будет уделено особое внимание. Как говорит Каха Гоголашвили, эта позиция положение существенно не изменит:

"Россия может согласиться на то, чтобы вернуть маленькую часть. Если какая-то маленькая часть грузинских беженцев, которая не сможет создавать в Южной Осетии и Абхазии политической погоды, вернется в эти регионы, то Россия может согласиться на это. Может дать возможность в течение десяти лет вернуться одной-двум тысячам человек в Южную Осетию или стольким же в Абхазию".

Главной же проблемой действующего руководства Гоголашвили считает "закомплексованность". А именно то, что действия России Грузия не оценивает адекватным образом, то есть жестко. Протест грузинской стороны по поводу установления в грузинских селах новой разделительной линии, по мнению эксперта, звучит слишком мягко.