Ошибки пятилетней давности

В заявлении Иванишвили говорится: "Я никогда не использовал фразу "Грузия начала войну". Я обвиняю одного человека и его идеологию. Это Саакашвили, который действовал необдуманно в ходе августовских событий"

В августе 2008 года избежать войны было трудно, утверждают высокопоставленные чиновники действующего руководства страны. Тем не менее, по их словам, ошибки прошлой властью были допущены не только в ходе пятидневной войны, но и задолго до нее. События пятилетней давности оценивают члены парламента и правительства.

Россия – оккупант, и этого никто не оспаривает, подчеркивают сегодня члены правительства Бидзины Иванишвили. Тем не менее и перед выборами, и после победы "Грузинской мечты" члены "Нацдвижения" внимательно отслеживали риторику представителей коалиции – в частности, будет ли принят и использован термин "оккупация".

Некоторое замешательство поначалу вызвали комментарии премьер-министра Бидзины Иванишвили. Вопрос "кто начал войну?" ему задавали не раз, и каждый раз он отвечал по-разному. Оппозиция использовала это, чтобы обвинить премьера в отстаивании интересов России. Главе правительства постоянно приходилось оправдываться или разъяснять свою позицию. Вот один из его ответов:

Your browser doesn’t support HTML5

Ошибки пятилетней давности


"Меня постоянно обвиняли в том, что, будто бы я сказал – Грузия начала войну. Я не говорил, что войну начала Грузия. Она не могла начать ее по простой причине: война проходила на ее территории. И то, что я обвиняю Саакашвили в неосознанных и необдуманных действиях, перефразировали, будто я сказал, что Грузия начала войну. Я никогда не использовал фразу "Грузия начала войну". Я обвиняю одного человека и его идеологию. Это Саакашвили, который действовал необдуманно в ходе августовских событий".

Войны можно было избежать, утверждает госминистр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили. Кремлю удалось убедить президента Грузии в том, что Москва готова пойти на уступки. Поэтому Михаил Саакашвили был уверен, что Россия позволит взять под контроль Цхинвальский регион, сохранив нейтралитет. Но это, говорит Закареишвили, оказалось капканом. Тем не менее, по словам госминистра, роковые ошибки были допущены за пару лет до войны:

"Ошибка была допущена в 2006 году, когда Саакашвили ввел войска в Кодорское ущелье, нарушив тем самым договор, регулирующий грузино-абхазские отношения. Ошибка была допущена и в ноябре 2006 года, когда он посчитал, что может участвовать в выборах Кокойты, и для проведения параллельных выборов создал югоосетинскую администрацию во главе с Дмитрием Санакоевым. Вот таким подходом он полностью оборвал контакты с абхазской и осетинской сторонами. Саакашвили допустил ошибку тогда, когда подумал, что, не общаясь с осетинами и абхазами, можно обострить ситуацию и показать агрессивную роль России. Он этого добился, но за счет интересов Грузии".

По мнению Закареишвили, все участники той войны оказались в проигрыше. Россия утратила значительную часть своего влияния на Кавказе – Грузия стала активнее продвигаться в направлении НАТО. Тбилиси же потерял возможность общаться с абхазами и осетинами, которые попали почти в полную зависимость от Кремля.

Глава временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Георгий Вольский полагает, что прежнее руководство допустило ошибку, не пожелав учесть мнение западных партнеров:

"Стоит немного пересмотреть прошлые действия, документы, заключения международных организаций или просьбы, которые поступали из европейских стран и Соединенных Штатов Америки в адрес правительства Саакашвили, чтобы он не пытался проводить свою политику. Особенно после июля 2006 года. Звучавшие угрозы довели до того, что Совет безопасности ООН в резолюции прямо призвал правительство отказаться от военной риторики и провокаций".

Сегодня грузинские власти предпочитают уже не столько указывать на ошибки своих предшественников, сколько думать о способах улучшения отношений с Россией. Однако эти усилия, считают члены руководства Грузии, не всегда находят адекватный отклик. Так, во вчерашнем заявлении МИДа Грузии отмечено, что спустя пять лет после августовских событий российские вооруженные силы продолжают оккупировать 20% грузинской территории. А сотни тысяч граждан Грузии, пострадавших от этнической чистки, по-прежнему не могут вернуться в свои дома. Россия же продолжает политику, направленную на дестабилизацию, в том числе устанавливает заградительные сооружения из колючей проволоки прямо по грузинским селам в зоне конфликта. Тем не менее правительство Грузии продолжает поэтапную нормализацию отношений с Россией и делает для этого конкретные, существенные и конструктивные шаги.

"А именно, (Грузия) односторонне взяла на себя обязательство решать конфликт лишь мирным путем, без применения силы; сняла преграды для вступления России в ВТО; односторонне упразднила визовый режим для граждан России; отказалась бойкотировать Олимпийские игры 2014 года; согласилась сотрудничать в вопросах безопасности Олимпиады в Сочи. Назначила спецпредставителя в вопросах отношений с Россией, тем самым еще раз подтвердив политическую волю к восстановлению с Россией экономических, культурных, гуманитарных отношений", – говорится в заявлении.

Справедливости ради надо отметить, что первые шаги по нормализации отношений, попавшие в список МИД, были предприняты еще прошлой властью.